"В украинском политикуме многие считают, что визит Патриарха Кирилла укрепит влияние России в Украине. Поэтому и звучат протесты правых партий"

Интервью директора интернет-портала "Религиозно-информационная служба Украины" Тараса Антошевского

"Портал-Credo.Ru": В масс-медиа активно обсуждается цель визита Патриарха Кирилла в Украину. Версий множество, но их можно разделить на две группы: сторонники одной считают, что его визит - пастырский, приверженцы другой утверждают, что это сугубо политическая акция. Ваше мнение относительно визита Патриарха Кирилла в Украину?

Тарас Антошевский: Патриарх Кирил приедет к своей пастве как первосвященник. И именно так, в первую очередь, необходимо рассматривать визит. Это отражено и в официальной программе. Именно в пастырском слове нуждаются миллионы верных УПЦ МП, и они больше ничего не ждут от Патриарха Кирилла.

Однако я не склонен рассматривать этот визит исключительно как пастырский. В украинском политикуме многие считают, что этот визит укрепит влияние России в Украине. Поэтому и звучат протесты правых партий. Повод к этому дают сам Патриарх и его окружение, которое не скупится на оценки политических процессов в Украине: в масс-медиа часто цитируют слова Патриарха Кирилла о "турбулентных процессах" в украинской политике.

Прежняя деятельность Патриарха Кирилла, как, впрочем, и всей Московской патриархии, никогда не была внеполитической. Концепции их действий не расходились с государственными, более того, Церковь поддерживала курс Российской Федерации на возобновление империи. Заявления Церкви о том, что нельзя пересматривать историю – один из наиболее ярких и циничных примеров. Вывод: не будет объективной оценки тоталитарного советского режима, а в церковном понимании — не должно быть покаяния за сотрудничество и поддержку этого режима. Неосуждение зла означает, что для кого-то это не зло - и оно может повториться.

Патриарх Кирил до недавнего времени, в бытность его митрополитом, поддерживал пророссийские круги в УПЦ МП, поддерживал лидеров так называемого политического православия, которые известны в Украине своей антигосударственной и провокативной деятельностью. Не думаю, что что-то изменилось после его избрания на патриарший престол. Поэтому хотят организаторы этого визита или не хотят, но его невозможно воспринимать однозначно. По моему мнению, другие Церкви в Украине желают, чтоб он был действительно пастырским и способствовал украино-российской дружбе.

- Видите ли Вы предпосылки того, что визит Патриарха Кирилла в Украину изменит религиозную ситуацию в государстве?

— Не думаю, что произойдут какие-то принципиальные изменения, хотя не исключаю духовный подъем среди верных УПЦ МП. Впрочем, при наших весьма неопределенных обстоятельствах лучше, чтобы изменений и не было, в частности в УПЦ МП. Напомню, что перед избранием Патриарха Кирилла в пророссийских кругах УПЦ МП высказывались мысли о необходимости уменьшения самостоятельного статуса УПЦ МП. И вполне вероятно, что, учитывая активизацию проукраинской политики руководства УПЦ МП, пророссийские регионы будут этому противодействовать, не исключено, что и в форме публичных обращений к Патриарху. Думаю, что это нежелательно и для организаторов визита.

Существует также опасность того, что некоторые политики воспользуются обстоятельствами и попытаются политизировать визит Патриарха Кирилла. Не исключено, что на Львовщине "ура-патриоты" могут препятствовать деятельности братств, близких УПЦ МП, а на Донбассе местные чиновники и политики будут действовать так же относительно УПЦ КП и УГКЦ. Протестанты опасаются распространения в Украине такой формы государственно-конфессиональных отношений, которая сложилась в России. Если же говорить о религиозной карте Украины, то есть все основания думать, что данный визит на ней никак не скажется.

- Приезд Патриарха Кирилла – знаковое событие для всех православных. А если предположить, что после его визита в Украину объединятся УПЦ КП и УПЦ МП? Если нет, то что может помешать этому?

— Относительно этой проблемы были проведены опросы общественного мнения, и все они в целом показали, что люди не верят в скорое объединение УПЦ КП и УПЦ МП. Не верю и я, поскольку не вижу реальных действий для этого и не вижу готовности хотя бы к мирному сосуществованию. В конечном итоге, предыдущие попытки переговоров между УПЦ КП и УАПЦ или УПЦ МП и УАПЦ были изначально непаритетными и амбициозными. Казалось, что кто-то хочет кого-то использовать или делает это "для галочки".

Думаю, для начала нужно говорить не о "техническом" объединении, а о мирном сосуществовании. А для этого надо отказаться от взаимной агрессии, вести переговоры о сотрудничестве в социальной и богословской сферах. Например, подготовить качественные переводы украинских текстов богослужений, чтоб в храмах православных конфессий велись одинаковые богослужения. Если люди сожалеют о расколе, если не видят принципиальных отличий между конфессиями, то это и есть повод для владык сесть за стол переговоров и примирения. А для успешности этого нужны желание, конкретная и согласованная ежедневная работа.

- Как Вы относитесь к усилиям В.Ющенко по созданию Поместной Церкви - должен ли заниматься этим Президент?

— Я в целом положительно оцениваю инициативы главы государства, как и других политиков, относительно построения поместной Православной Церкви. Трудно назвать негативной политику президента, если ее целью является объдинение страны. Другое дело, что не всегда эта политика является последовательной и методологически правильной. Она происходит волнами: то цунами, то полный и длительный штиль. В окружении В.Ющенко нет политиков, которые согласны работать в этом направлении по его концепции. Уже в 2005 году было четко видно, что вокруг президента есть люди, которые симпатизируют сближению с Константинопольским патриархатом, и есть те, которые откровенно лоббируют интересы Московского патриархата. Мне запомнилось, как тогдашняя пресс-служба УПЦ МП во главе с В. Анисимовим хвасталась конфиденциальной информацией, полученной от "своих" людей в секретариате президента. Если такое окружение и такие подчиненные, то любое дело можно завалить.

Учитывая информационную и идеологическую незащищенность Украины, проблема построения поместной Православной Церкви является и частью политики государственной безопасности.

- В этом контексте вполне логичен вопрос о снятии А.Сагана с поста председателя Госкомитета по делам религий и национальностей. В УПЦ МП его "освобождение" связывают с визитом Патриарха Кирилла в Украину. Так ли это?

— Официально это нигде не звучит. И Александр Саган, и Юрий Решетников - специалисты высокого ранга в сфере свободы совести. Я уверен, что дело качественного обновления государственно-конфессиональных отношений, которое начал А.Саган, Ю. Решетников достойно продолжает.

Освобождение А. Сагана, как сказано в официальных объяснениях правительства, было вызвано конфликтом между ним и правительством. Мне известно, что под него уже давно "копали" те, кто бы хотел взять под свой контроль проблемы эмиграции и беженцев, они входят в ведение комитета. Как известно, это в настоящий момент достаточно прибыльное дело — Евросоюз дает гранты на то, чтоб в Украине с уважением относились к эмигрантам и их правам. Не думаю, что были серьезные замечания относительно деятельности А. Сагана в сфере свободы совести или межнациональных отношений — наоборот, здесь он заслуживает лишь похвалы.

Впрочем, А.Саган - известный сторонник сближения с Константинопольским патриархатом и много сделал для этого, в частности, в упомянутом 2005 году, да и и позже. Конечно, его позиция не устраивала некоторых представителей УПЦ МП. И если бы действительно оказалось, что кто-то в УПЦ МП повлиял на снятие А.Сагана с должности руководителя Государственного комитета по делам национальностей и религий, то это был бы межгосударственный скандал. Потребовалось бы вмешательство президента Украины как конституционного гаранта ее безопасности и наказания тех должностных лиц, которые это допустили. Но я сторонник принципа "презумпции невиновности" — никого за руку не поймали, а потому нельзя кого-то в чем-то обвинять.

Не стоит забывать, что сейчас идет судебный процесс относительно законности освобождения А. Сагана, потому до его завершения нельзя однозначно говорить, что он не является председателем комитета.

Беседовала Алла Бойко,
для "Портала-Credo.Ru

http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=authority&id=1226