"Нам по сердцу единение традиционных Церквей Украины"
Владыка Богдан (Дзюрах):
...Строительство кафедрального собора Воскресения Христова в Киеве началось в 2002 году и еще продолжается. Сооружение происходит в основном на пожертвования наших верующих, поэтому этот процесс несколько затягивается во времени. Впрочем, здания подобного типа и масштаба обычно и не возводятся быстро. А этот собор - особый для нашей Церкви в Украине и в мире. Названный в честь Воскресения Христова, он станет знаком воскресения, возрождения нашей Церкви на родных землях и проявлением нашей благодарности Богу за дар религиозной и национальной свободы. Кроме того, этот собор уже является символом единения как греко-католиков, живущих в Украине, так и тех, которые находятся за ее пределами. После длительного периода отсутствия нашей Церкви в столице глаза и сердца наших верных вновь обращены к Киеву, откуда берет начало наша Церковь и куда пять лет назад была возвращена ее главная кафедра. Мы надеемся, что собор станет местом встречи также христиан других конфессий и будем к этому открыты.
...Нам по душе дело единения традиционных Церквей Украины. В течение нескольких лет мы организуем совместно с представителями других конфессий Недели молитв за единство христиан... После того как собор Воскресения Христового будет достроен, такие молитвенные встречи будут проходить в нем. Следует добавить, что на различных торжественных богослужениях, которые мы проводили возле собора (например, по случаю перенесения резиденции главы Церкви в Киев), принимали участие представители УПЦ КП и УАПЦ. В концертах и других мероприятиях, организованных для сбора средств на строительство собора, нас активно поддерживали представители украинских Церквей-сестер. Пожертвования поступают от наших братьев римо-католиков, от протестантов и т.д. Совместная молитва дает нам надежду, что наш собор становится еще одним местом единения и сотрудничества между христианами в Киеве.
...Мы планируем завершить строительство через год-два. Наша мечта - провести в соборе в следующем году Пасхальное богослужение, поскольку деревянный храм Благовещения, построенный для временного окормления верующих, уже не смог вместить всех собравшихся на нынешней пасхальной службе. Конечно, к тому времени собор не будет расписан, для этого потребуется еще несколько лет. Однако уже сейчас работаем над иконографической и художественной концепцией росписи, приглашаем к сотрудничеству известных художников и иконописцев, изучаем опыт разных мастерских и отдельных авторов, чтобы воплощение этой концепции в жизнь предложить лучшим из них... В воскресенье Жен-мироносиц в Киеве проходило богослужение с участием движения «Матери в молитве», и члены этого движения выразили желание поддержать строение собора не только молитвой, но и своими материальными пожертвованиями на икону жен-мироносиц у гроба воскресшего Спасителя.
...Не могу назвать достоверных данных о количестве верных УГКЦ по всем епархиям и экзархатам. Но, что касается Киева, здесь мы наблюдаем постоянный рост количества молящихся в наших храмах. Это не может не радовать. С другой стороны, мы знаем, что духовные потребности многих наших верующих, проживающих в столице, не могут быть удовлетворены по простой причине: людям далеко добираться до храма. Случается, что наши прихожане тратят час-полтора, чтобы добраться из дальнего уголка Киева к одному из четырех приходов для участия в богослужениях. Поэтому мы заинтересованы в строительстве новых храмов на территории Киева. К сожалению, наши потребности мало понимают городские власти. Мы часто слышим общие обещания, но за десять лет хождения по кабинетам власти мы не получили ни одного положительного ответа относительно предоставления нового участка для сооружения храма, кроме как для строительства Патриаршего собора. Два года назад мы снова подали прошение в Киевскую мэрию о выделении нескольких земельных участков, чтобы построить на них небольшие храмы-часовни. Пока нет никаких положительных результатов. Это обидно, особенно, если учесть, что другим конфессиям участки выделяют.
...Мы не хотим никаких привилегий от власти, но лишь того, что нам гарантировано украинскими законами: чтобы наши верные имели собственные храмы для удовлетворения своих духовных потребностей и получения духовной опеки со стороны своих пастырей. Поэтому мы и в дальнейшем будем «докучать» нашей власти, пока не будут гарантированы законные права наших верных. В этом мы видим наш святой долг перед Господом и перед теми людьми, к которым Он нас посылает. Надеемся, что власть, наконец, прислушается к потребностям тех, кому она призвана служить.
...В мартовском обращении к новоизбранному Президенту Украины мы заверили его в наших молитвах за украинский народ, за его руководителей и защитников, поскольку глубоко убеждены, что без Божьей помощи и благодати нельзя хорошо обустроить нашу родину. Ибо сказано в Писании: «Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители его». Мы непрестанно возносим Господу наши молитвы, поскольку чувствуем, что наш народ нуждается в Божьей милости и опеке. Кроме того, мы поделились с Главой государства тем, что нас тревожит. Мы сказали о низком уровне доверия к власти, вызванном легкомысленным отношением самих политиков к законам и Конституции; о недопустимости торговать национальным богатством или действовать в угоду другим государствам, а не в интересах своего народа; опасности потери межконфессионального равновесия в Украине из-за предпочтения одних и игнорирования других. Мы и впредь будем следить за происходящим в нашем обществе и реагировать на угрожающие явления или тенденции. Но при этом мы не будем ограничиваться обращениями или пастырскими письмами. Гораздо важнее для нас является воспитание человека - активного гражданина, который готов, при необходимости, вслух заявить о своей позиции и отстаивать свои права. Чем больше будет таких людей в Украине, тем менее сможет власть их игнорировать. Поскольку будущие руководители народа, настоящие украинские политики вырастают из среды молодых людей, которые сейчас учатся в университетах, то на работу с молодежью следует обращать особое внимание.
...Что касается выборов, то мы обращаем внимание верующих на принципы, по которым следует оценивать программы и самих кандидатов, но не указываем им на лица или партии, за которые они должны голосовать - это дело совести каждого человека. Мы ставим перед собой задачу помочь людям сделать взвешенный, зрелый, ответственный выбор. За все остальное каждый отвечает перед Богом и перед самим собой. Опыт показывает, что именно такой подход является правильным.
...Авторитет Церкви и доверие к ней со стороны людей могут стать для политиков соблазном использовать ее в предвыборных баталиях или в реализации определенных политических проектов. Однако наша задача - быть бдительными и не допускать этого. Сила Церкви в ее единстве с Господом и в свободе от внешних воздействий... Бывает, что за свободу приходится платить дорогою ценою... Церковь должна сохранить автономию собственной деятельности, но одновременно быть партнером государства в том, что касается подлинного блага человека и народа. Ибо оба эти института - Церковь и государство - призваны служить человеку, его настоящему благу. Церковь не может обслуживать интересы государства, равно как и государство не имеет права вмешиваться в церковные дела, потому что это было бы злоупотреблением собственной позицией. Единственным и исключительным Женихом Церкви может быть только Господь. От всех прочих «союзов», в том числе с государством, Церковь только проигрывает.
- СМИ писали о выступлениях против строительства храма УГКЦ в Одессе...
...Думаю, греко-католический храм в Одессе будет. Что касается заявлений, направленных против такого строительства, то мне трудно понять подобные выступления. Более всего поражает, что их организовывают не какие-то богоборцы, а христиане - братья и сестры по вере. Их неприязнь и нетерпимость к самому присутствию членов другой Церкви не может не огорчать. Вспоминается рассказ одной знакомой, которая, встретившись в одном из киевских монастырей с крайне агрессивной реакцией со стороны некоего монаха на известие, что она греко-католичка, сказала: «Ну хорошо, если вы не можете нас любить, как братьев, тогда попробуйте нас любить как врагов, ведь Иисус в Евангелии предписывает любить даже своих врагов». Собеседник не знал, что на это ответить, и отошел озадаченный, а может быть, и пристыженный... Я убежден: христиане, которые не любят друг друга, предают Евангелие и становятся соблазном для мира. К счастью, случаи, о которых идет речь, являются единичными.
В той же Одессе мы почувствовали также благосклонное отношение со стороны простых людей, представителей СМИ и местной власти. Поэтому и эти заявления против одесского храма скорее выглядят как провокация или как политический заказ, нежели реальное отражение настроений жителей города. Одесситы - мудрые и гостеприимные люди, и никому не удастся их натравить на своих же сограждан. А пока у наших верных в городе нет собственного храма, мы собираемся на молитву в приспособленных помещениях. Однако не ограничиваемся только этим. Стараемся развить социальное служение людям, прежде всего самым нуждающимся. На территории Одессы к таким, в частности, относятся ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом. Мы были поражены, узнав, что в одной только Одессе ВИЧ-инфицированных сталько же, сколько во всей Германии! Своими скромными усилиями мы пытаемся помочь этому горю: обеспечиваем больным домашнюю опеку, несем им духовную утешение и молитву, привлекаем к сотрудничеству социальных работников и психологов. И, конечно же, занимаемся просветительской и воспитательной деятельностью среди молодежи. Ибо, как известно, пожар легче предупредить, чем потушить.
Вообще я убежден, что по мере того, как наше общество будет получать правдивую информацию об УГКЦ, будут уменьшаться стереотипы и предубеждения относительно ее существования и деятельности.
- Время от времени в информационном пространстве появляются заявления о вероятной встреча Папы Римского с Патриархом Московским Кириллом. И в этом контексте говорится о прозелитизме УГКЦ в Западной Украине как препятствии к такой встрече. Это действительно камень преткновения?
Думаю, это лишь попытка подменить настоящий диалог в любви и истине надуманными обвинениями и претензиями. Православные Церкви беспрепятственно развиваются в Западной Украине, регистрируют свои общины, возводят храмы - чего, к сожалению, нельзя сказать, например, о греко-католиках в России, где они лишены даже права регистрации. И поэтому, когда один из представителей РПЦ сказал, что быть православным в Западной Украине - это подвиг, я подумал, что в таком случае быть греко-католиком в России - почти мученичество...
История взаимоотношений Украинской Церкви с Московской является нелегкой и часто драматической, поскольку отражает такие же драматические исторически-политические отношения между нашими странами. Чтобы их оздоровить, надо иметь отвагу и смирение: отвагу, чтобы увидеть собственные ошибки и упущения против братьев по вере; и смирение, чтобы произнести целебные слова: «Прощаю и прошу прощения». Альтернативы примирению нет, так как нет для нас, христиан, другой дороги, кроме той, которую указал в Евангелии Господь Иисус, - это дорога прощения, примирения и любви. Мы готовы идти такой дорогой и уже не раз проявляли эту нашу готовность, словом и делом. Хотим дождаться взаимных шагов со стороны наших соседей.
А надеяться, что наша Церковь станет разменной монетой в политической или межконфессиональной игре - бесполезно! Католическая Церковь всегда поддерживала УГКЦ - и во времена преследования, и на этапе ее возрождения в начале 90-х годов, и теперь, когда переживаем период роста и развития.
- Если статус УГКЦ будет возвышен до патриаршего, это будет означать больший режим благоприятствования для Церкви?
Патриархат для нашей Церкви является не самоцелью, а средством для лучшего выполнения своих задач. Церковь возобновила свою структуру после выхода из подполья: были образованы новые епархии и экзархаты, открыты семинарии и другие духовные заведения, возродилась монашеская жизнь, появилась возможность прийти к верным на всей территории Украины, в частности в центре и на востоке, где мы не могли свободно действовать более двухсот лет. Безусловно, это накладывает на нас новые обязанности и задачи. Патриарший статус должен помочь нам лучше существовать и действовать как Церковь в новых исторических и пастырских обстоятельствах.
- На востоке Украины осуществляют активное социальное служение протестантские сообщества. Вы не боитесь конкуренции?
Конкуренция в хорошем смысле - это положительное явление. Если мы соревнуемся в хорошем, то выиграют все, прежде всего мы сами: творя добро, человек освящает саму себя и все, что вокруг нее. По моему убеждению, конфессиональное разнообразие Украины - это не только вызов, но и неповторимый шанс взаимного обогащения и дополнения. Надо только умело воспользоваться им, а не тосковать по моноконфессиональной «стабильности», ибо тогда возникает соблазн почить на лаврах, особенно за широкими плечами власти... Многоконфессиональность дает возможность учиться друг у друга, потому что никто из нас не совершен во всем. У православных братьев мы можем поучиться красоты богослужений, уважения к Литургии и культу в целом. Это то, что нам близко, что соединяет нас с ними больше всего: общая вера, общая традиция, общий обряд. У протестантских же сообществ мы можем научиться опыту социального служения.
Такое служение определил как одно из главных задач Церкви Папа Римский Бенедикт XVI в своей первой энциклике. Он сказал, что тремя столпами Церкви являются: Литургия, т.е. служение Святых Таинств, керигма - проповедование и диакония - практика любви к ближнему. Если хотя бы один из этих элементов изъять, Церковь не сможет выполнять свою миссию. Для примера: наши Церкви в советское время были лишены минимум двух из этих элементов: они не могли ни открыто проповедовать слово Божие (катехизацию среди детей и молодежи приравнивали к религиозной пропаганде, за которую наказывали), ни тем более выполнять социальное служение... Лишить Церковь возможности творить добро, заниматься благотворительной деятельностью - это то же, что отсечь ей руки.
- Будут ли какие-нибудь образовательные учреждения для катехизации вблизи Кафедрального собора?
У собора не предусмотрено размещение какого-либо учебного заведения, хотя в свое время мы намеревались соорудить школу на свободном участке рядом с нашей стройкой. Странным образом участок очень быстро оказался занятым другой структурой, и наши планы так и остались планами... Впрочем, мы хотим в ближайшее время предпринять определенные шаги, чтобы основать здесь, в Киеве, семинарию, так как появляются призвания к священнослужению из центральной и восточной Украины: было бы хорошо, чтобы кандидаты в священство, по крайней мере, часть воспитательного процесса проходили на родных просторах. Кроме того, уже в этом году мы возобновим курсы для катехизаторов Киевской архиепархии, открытые также для всех желающих. Более подробную информацию о месте проведения и содержательное наполнение этих курсов можно будет получить в греко-католических приходах Киева.
Что касается обучения мирян, мы стараемся дать им не только определенный багаж знаний. Само знание, даже религиозное, не спасает, если с ним в паре не идет праведная жизнь, жизнь в любви. Поэтому мы всячески стараемся привлекать наших верных к социальному служению. У нас действуют архиепархиальные отделения благотворительного фонда «Каритас-Киев» и всеукраинская организация «Каритас Украина». Домашняя опека над больными, подготовка жениха и невесты к венчанию, посещение тюрем - всюду вместе со священниками мы стараемся задействовать также активных и подготовленных мирян.
- Как, по Вашему мнению, поймет ли власть необходимость социального служения и поощрять УГКЦ в этом и не только в этом?
Трудно сказать, потому что пока сигналов открытости, настроенности на диалог со стороны новой власти не было. О своей готовности помочь государству решать социально важные вопросы мы заявляли всегда, в том числе и в упоминавшемся выше обращении к Президенту Украины. Поэтому вопрос сейчас не к нам, а к власти: готова ли она видеть в церквах партнеров в деле служения родному народу?
- Властители не видят необходимости в таком сотрудничестве?
Думаю, понимание необходимости присутствует, потому все же за почти два десятилетия независимости политики, даже имеющие коммунистическое прошлое за плечами, не решаются рассматривать Церковь как угрозу для государства, хотя не все готовы видеть в нас и полноценных партнеров. Впрочем, опасность может быть в другом: в попытках избирательного подхода к партнерам, в искушении ограничить равный доступ всех конфессий к определенным видам служения, предоставлять привилегированный статус одним и притеснять других в их правах на социальное служение - это касается, в частности, тюремного и военного священства. Было бы большим ущербом для общества, если бы власть попыталась ограничить потенциал добра, который несут в себе Церкви и религиозные организации. И наоборот, творческое использование этого потенциала стало бы признаком настоящей мудрости государственных мужей и их искренней готовности служить родному народу.
К сожалению, существует много пережитков советского прошлого, когда власть подозрительно и враждебно смотрела на Церковь. Мы надеемся, что теперь власть поймет: Церковь является не угрозой для государства, а ее партнером в том, что касается служения людям. Может, кто-то считает, что сегодня, на 19-м году независимости, об этом уже не стоит говорить. Однако ежедневный опыт убеждает в обратном: призраки советского прошлого живут и процветают.
Кроме того, следовало бы избежать соблазна провозглашения де-юре или де-факто «государственной конфессии», Церкви, которая была бы «равнее» других. Об этом мы говорили и президенту, и чиновникам: мы молимся, чтобы они эту мудрость получили. Понятно: проще действовать, игнорируя все другие Церкви, функционируя в системе «свой - чужой». Разделение мира на черное и белое для некоторых более приемлемо, но такой подход неправилен. Пестрота - этническая, культурная и религиозная - это богатство Украины. Не видеть, игнорировать ее - это политическая недальновидность.
Если голос Церкви не услышат чиновники, мы будем обращаться непосредственно к людям. «Да не порицается Слово Божие», - уверяет св. Павел (Тит 2, 5). Церковь будет продолжать свою миссию: воспитывать своих верных на евангельской науке. Человек, который принял в свое сердце и жизнь Христову проповедь, становится другим, преображается, и не даст собою манипулировать. Тоталитарные и авторитарные режимы боятся Христовой Церкви, ибо она воспитывает свободных граждан. И никакие внешние обстоятельства для этого не является помехой. Я всегда помню точное высказывание архиепископа Владимира (Стернюка), который на вопрос журналиста, что удавалось делать в трудные времена коммунистического режима, спокойно ответил: «Мы делали Божьи дела в Божье время». Каждый период истории является Божьим временем.
Мы не имеем права опускать руки, а трудности, которые возникают, нужно считать приглашением к еще более усердному труду: Per aspera ad astra! (Через тернии - к звездам). Я уверен, что этот труд рано или поздно принесет свои плоды. Если нужно заплатить страданием, то мы, с Божьей помощью, будем готовы и к этому. Ведь, как указывает наша украинская история, страдание всегда приносит плод. Бог может изменить ситуацию в Украине и убрать то, что для нас непонятно и болезненно. Но Господь не сделает этого без нас. Мы не можем сидеть и ждать, а должны делать свою часть. Мы должны много требовать от самих себя, спрашивая: что я сделал для того, чтобы эта страна выглядела иначе? От каждого из нас зависит, какова страна, в ней мы живем. Недавно прочитал совет 104-летнего карпатского мудреца: «Никогда не думай, что ты сеешь в пустую или неплодородную почву, что плоды не взойдут, будут затоптаны. Просто сей, ибо так надлежит тебе, который ходит по этой земле. Ибо ты семя, брошенное с небес».
- По Вашим воспоминаниям, которая яркая была Пасха в вашей жизни?
Я был еще подростком (не могу сказать точно, в каком это было году), но хорошо запомнил момент пасхальной тишины в храме: настоятель о. Иосиф пошел в ризницу переоблачаться в белые одежды, готовясь к обходу вокруг храма. А люди ждали молча перед пустым Господним гробом... Я помню эту тишину, тишину, из которой должно родиться Воскресение. Отец вышел в белых ризах и своим прекрасным голосом запел «Христос воскрес» - это было нечто неповторимое. Запечатлелось на всю жизнь.
- Какие ваши любимые святые?
Без сомнения, первая - Богородица, ведь Она является наибольшим и самым дорогим даром умирающего Спасителя Своим ученикам: «Сын, се Мать твоя». Ее личность сопровождает меня всю жизнь: с того времени, когда мать научила меня молитве «Богородице Дево»; позже через частое посещение часовни возле чудотворного источника в четырех километрах от родного села, где по местному преданию явилась Богородица и куда мы часто ходили на молитву, и наконец, в конгрегации святейшего Избавителя, которая особым образом чтит Богородицу в Ее иконе Неустанной Помощи. Помню, какое сильное впечатление произвела на меня переписанная от руки книжечка об откровениях Богородицы в Фатиме, которая попала в мои руки еще в советские времена. Два года назад я имел возможность посетить Португалию и снова почувствовал и оживил присутствие Богородицы в своей жизни...
Среди других любимых святых - праведный Иосиф, Обручник Девы Марии и опекун Пресвятой Семьи. Его чтят по латинскому календарю близко к моему дню рождения: бабушка даже говорила, что меня хотели назвать этим именем. Для меня эта фигура знаковая. Восхищаюсь его большим смирением перед Господом, способностью полностью довериться Богу. Не понимая многих вещей, он во всем полагался на Бога. Это была такая вера, как у Авраама.
Еще мне близки два святых Ивана: апостол и евангелист Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Такая близость сформировалась отчасти под влиянием произведения моего собрата в монашеском чине о. Романа Бахталовского, который во времена подполья написал роман на основе евангельских событий «Иоанн-девственник». Меня поражает то, насколько тесно эти две библейские фигуры связаны с Иисусом: один готовил Его приход, а второй продолжал Его присутствие в мире через проповедь Евангелия.
- Вы не раз встречались с Папой Римским Бенедиктом XVI. Каковы Ваши впечатления о нем как о человеке?
Меня поразили его великая покорность и кротость. У нас запечатлелся образ кардинала Йозефа Ратцингера как неуступчивого, твердого руководителя Конгеграции по делам вероучения. Наверное, хорошо, что в вопросах веры он умеет проявлять решительность и твердость. Но как человек, он чуткий, добрый и кроткий. Во время общения с ним всегда такое ощущение, будто говоришь с отцом. Последний раз я был в Ватикане в прошлом месяце, в марте. До того мы два года не виделись, однако только я переступил порог, Папа сразу вспомнил меня.
- Последние пять лет понтификата были непростыми, их сопровождала череда громких скандалов. Как удалось Папе сохранить такую детскую искренность?
Это, пожалуй, тайна его жизни с Господом Богом. Помните, пока апостол Петр всматривался во Христа - он шел по волнующемуся морю как по суше; а когда посмотрел на волны - начал тонуть ... Пожалуй, эта сила Главы Церкви происходит из его личной связи со Христом. Папа черпает силу от Господа, чтобы не поколебаться в испытаниях, которые сейчас стоят перед Церковью и перед ним лично.
Вопросы задавала Алла Дмитрук
Биографическая справка:
Владыка Богдан (Дзюрах) родился 20 марта 1967 в селе Горное Николаевского района Львовской области. После окончания в 1984 году средней школы учился во Львовском ПТУ пищевой промышленности. С 1985 по 1987 год служил в армии. В 1990 году поступил в Духовную семинарию в Дрогобыче. Впоследствии изучал теологию в высших духовных учебных заведениях Европы в Варшаве, Страсбурге, Инсбруке и Риме. Получил степень доктора теологии. 17 марта 1991 был рукоположен во священники. 19 августа 1995 принес вечные обеты во Львовской провинции Ордена Наисвятейшего Избавителя (ОНИ). В дальнейшем выполнял различную пастырскую работу, занимался педагогической и преподавательской деятельностью в Украине и за ее пределами. Во время своего пребывания во Львове входил в состав Совета Центра духовной помощи лицам с особыми потребностями, был координатором пастырской опеки заключенных, помогал священникам Реабилитационного центра «Источник» для детей, больных церебральным параличом, обеспечивал пастырскую опеку женским конгрегациям, вел реколлекции и т.д. 21 декабря 2005 провозглашен Епископом-помощником Киево-Вышгородской архиепархии. Архиерейская хиротония состоялась 15 февраля 2006 в Архикафедральном соборе Святого Юра во Львове. Святители - Блаженнейший Любомир, Высокопреосвященный Владыка Игорь Возняк и Преосвященный Владыка Юлиан Вороновский. В 2006 году избран Секретарем Синода Епископов УГКЦ.
http://ugcc.org.ua/1193.0.html
перевод и фото RKCVO.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев