О душе и теле и страстях Господних. Творение Св. Мелитона Сардийского

 Св. Мелитон Сардийский

1. ... ... ... в начале человеколюбивое Слово Отца сошло (на землю) ради людей и жило с ними, и отделило злых от праведных и призвало праведных стать избранным народом.

2. С иными Оно было убито,
с иными Оно было на чужбине,
и с иными спасалось бегством,
с иными было перепиливаемо,
и с иными находилось на корабле,
с иными было предано на бичевание,
и с иными было искушаемо,
и с иными было продано,
с иными терпело голод и жажду.

3. Итак, от начала Слово страдало со всеми праведными и было всегда с ними:
с Авелем умерщвлялось,
с Ноем было в потопе водном,
с Авраамом странствовало,
с Исааком приносилось в жертву,
с Иаковом было на чужбине,
с Иосифом было продано,
с Моисеем же спасалось бегством,
и с Иисусом Навином сражалось,
с Давидом спасалось бегством,
с Исайей перепиливалось
и в Теле Своем Оно пребывало с ними.

4. Облекся в тело от Девы ради людей Тот, Кто есть Слово с вами, и Бог есть Слово и Слово есть человек, и человек есть с Богом. Ибо посетил Бог Свое творение, которое создал по образу и подобию Своему, послал Своего бесплотного Сына с небес на землю и Он принял тело от Девы. Он родился человеком и воскресил погибшего человека, и собрал рассеянные члены (тела).

5. И почему умирает Христос?
Неужели нужен был суд смерти?
Почему (Он принял плоть)?
Разве (Он не облечен сла)вой?
По(чему) Он стал человеком?
Не был ли Он Богом?
Почему Он сошел на землю?
Не был ли Он Царем на небесах?

6. Почему понадобилось Богу схождение на землю, и зачатие тела от Девы,
и пеленание,
и положение в ясли,
и сосание материнского молока,
и крещение в Иордане от Иоанна,
и позор на древе креста,
и погребение в земле,
и воскресение из мертвых на третий день,
и созидание Церквей?

7. Почему (Он) заботился о человеке? Чтобы спаслись эти погибшие люди, теперь Ты отдал Себя во искупление
душу за душу
и кровь за кровь,
человека за человека
и смерть (за) смерть;
(долг, который должен был заплатить человек, Христос уничтожил Своею) смер(тью).

8. Посмотрите на (мзду) Израиля:
убили Помощника иудеев,
воздали злом за добро,
и скорбью за радость,
и смертью за жизнь;
(Того), Кто воскрешал их мертвых
и исцелял хромых
и очищал прокаженных
и возвращал свет слепым,
Того убили, повесив Его на древе.

9. О тайна новая и несказанная!
Повесили на древе Того, Кто основал землю, пригвоздили ко кресту
и приготовили гроб Тому, Кто измерил небеса и напоили уксусом Того, Кто поит справедливостью
и напитали желчью Того, Кто животворит и кормит их спасением;
(пронзили руки и ноги Того, Кто)
исцеляет их руки и ноги.

10. О тайна новая и несказанная,
ибо судим был Судья
и связан был Тот, Кто освободил связанных,
и пригвожден был Тот, Кто сотворил мир,
измерен был Тот, Кто мерит небеса и землю,
Кто животворит творения, и погребен был Тот, Кто воскрешает мертвых.

11. Тогда онемели силы небесные,
и ангелы ужаснулись,
и воинства небесные устрашились,
и задвигались горы,
и запрыгали холмы;
и море было покорено,
и бездны сотряслись,
и страх объял все творение Божие;
звезды потускнели,
солнце омрачилось;
и ангелы в ужасе вышли из храма,
и серафимы громогласно взывали,
(за)веса разодралась
и темнота покрыла всю землю.

12. Когда Спаситель на кресте закрыл глаза, свет засиял в аду, ибо сошел Господь разрушить ад, не Телом, а Душой,
ибо сошел Господь и Душой овладел всем адом. Телом же - землей;
когда повесили на древе Господа во плоти, тогда
открылись гробы
и разрушился ад
и освободил многие души
и воскресли мертвые
и невыносимо было для творения увидеть Господа своего висящим на кресте.

13. Ужаснулось творение и говорило:
что это за новая тайна?
Судья осуждается и молчит,
Невидимый видим на Кресте и не стыдится,
Необъятный (объят и не ропщет),
(Бес)страстный страдает и не(ищет отмщения),
Бессмертный умирает и (остается безмолвным).
Царь небесный погребается и все переносит.
Что это за новая тайна? Ибо онемело все творение, и затрепетало, но воскрес Господь из мертвых и тогда познало творение, что Судья был судим,
и Невидимый был видим,
и Бесстрастный страдал,
Бессмертный умер
и Небесный погребен на земле.

14. И родился Господь человеком
и был судим, чтобы помиловать людей,
связан был, чтобы развязать,
перенес бичевание, чтобы простить,
перенес из-за тебя крестную смерть, чтобы
освободить тебя от страстей,
умер на кресте, чтобы оживить тебя крестом,
погребен был, чтобы воскресить тебя,
ибо Господь страдал подобно людям, (и подобием этим были уничтожены страсти человечества), и смертью убил (смерть).

15. Вкусил смерть и смиловался (над теми), кто находился в сени смертной, был погребен и воскресил мертвых, как (Спаситель наш) оживотворил (связанных) и привел к свету. Смерть же разрушил и для этого сошел на землю, чтобы сразить смерть и отсечь (ей) голову как человекоубийце.

16. В чем новая тайна или зачем Ты сошел с неба на землю, не ради ли людей?
Ибо всей земле явлен Твой благой образ; если бы Ты только повелел одним словом, все тела мертвых восстали бы перед Тобой. Ты же пришел на землю и искал погибших - Твои творения - и снова восстановил Адама в его царском достоинстве.

17. И (весь род человеческий) жил Христом,
один был судим и многие были спасены,
один был погребен и многие воскресли,
Господь умер за всех и воскрес со всеми, и облекся в плоть,
(вознесся) в горния на небо и принес в дар Отцу не золото, не серебро,
не драгоценные жемчужины, но человека, созданного Им по образу Своему и подобию.

18. Отец же Его возвеличил и посадил одесную
Своего престола славы в вышних и сделал Его
Судьей народа,
и водителем ангелов,
и начальником Херувимов,
Строителем Иерусалима,
и Сыном Девы
и Царем навеки,
со всем, что мы видим в Нем как Человеке;
Он старше утренней звезды,
светлее восходящего солнца,
блистательнее молнии,
выше небес
Творец творений.

19. Он - Посредник между Богом и человеком,
Он - Воскреситель мертвых,
и Спаситель погибших,
и Водитель заблудших,
Утешитель скорбящих,
и Спаситель творений,
и Пастырь овец,
и покой утомленных,
и спасение народа,
и прославление апостолов,
и венец мучеников,
и Покровитель проповедников,
Водитель Херувимов,
и Господь ангелов,
и Царь Израиля,
и Воскреситель падших,
и Созидатель Иерусалима.

20. Это Он распростер небеса
и основал землю,
и положил предел безднам,
и сотворил все,
и украсил мир,
ибо Он Слово Отчее, и дух силы Его, и Завершитель мира, пришедший с небес, Он даровал Св. Духа пророкам. Тело Свое Он взял от естества человека,
был обвит пеленами,
положен в ясли;
Он очистил людей.

21. Все это Он сделал ради людей, дабы показать пример послушания,
ибо люди непослушны закону,
и иногда не верят живому кресту и Слову, распятому на нем, потому что Оно страдает;
и иногда презрительно насмехаются: Он "умирает как злодей и погребается как умерший"; скорбят о Нем, как об умершем, но Он воскрес из мертвых, потому что Он Бог.

22. И потому, что Он был Богом и есть Бог, малый телом, но великий душою,
презренный на земле и прославленный на небесах,
пренебрегаемый людьми и возвеличенный Отцом,
этот Человек, который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог,
и Человек на земле и Бог на небесах, и над всеми творениями Он Бог.

23. Это Он привел тебя (к Отцу ... ... ...) и научил тебя веровать в Него (и) любит тебя. Ныне Он истинный Христос, и слава Ему во веки веков.

перевод с грузинского

Слова добавленные в скобках курсивом, не находятся в грузинском оригинале; они восстановлены по цитатам из этого текста Мелитона, приведенным в более позднем сирийском произведении.
Источник: Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 530-538.

http://aleteia.narod.ru/melit/ab_soul.htm

Мелитон Сардийский - христианский апологет II века. Тематику и символику этого текста использовали позднейшие христианские гимнографы. Епископ сардийский, в Лидии († около 177 г.), один из "великих ученых" церкви того времени; представил Марку Аврелию апологию христианства; путешествовал по Востоку с целью собирания списков св. Писания. Ориген обвинял его в антропоморфизме, а Анастасий (VI в.) - в монтанизме, но совершенно несправедливо. Из множества сочинений его, перечень которых сохранился в "Церковной истории" Евсевия, дошли до нас: "Ключ" - объяснение имен, встречающихся в Библии (Минь, "Patrologiae cursus", т. V) и "Предисловие к извлечению из св. книг", содержащее в себе первый по времени список канона священных книг. (Из словаря Брокгауза и Ефрона)