Проповедь папы Бенедикта XVI в Великий Четверг
Дорогие братья и сестры! В Горнице, вечером накануне Своих страстей, Господь молился о Своих учениках, собравшихся вокруг Него, взирая в то же время в будущее общины учеников всех столетий, «о верующих в Меня по слову их» (Ин 17:20). В молитве об учениках всех времен Он видел также нас и молился о нас. Послушаем, что Он просит для Двенадцати и для нас, здесь собравшихся:
«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:17слл). Господь требует нашего освящения, освящения в истине. И посылает нас продолжать Его миссию. Но есть в этой молитве слово, которое привлекает наше внимание, и которое кажется малопонятным. Иисус говорит: «За них я посвящаю Себя». Что это значит? Разве Иисус Сам по Себе не есть «Святой Божий», как Петр исповедал Его в решающий час? Как же может Он посвятить, то есть освятить Себя Самого?
Чтобы понять это, мы должны, прежде всего, прояснить, что имеют в виду слова в Библии «святой» и «посвящать/освящать». «Святой» - этим словом описывается прежде всего природа Самого Бога, Его способ быть существом всецело особым, божественным, что лишь Ему свойственно. Он только истинный и подлинный Святой в изначальном смысле. Любая иная святость исходит от Него, является участием в Его способе существования. Он есть чистейший Свет, Истина и Благо без малейшего пятна. Посвятить что-то или кого-то означает, следовательно, передать эту вещь или личность в собственность Богу, извлечь ее из нашего контекста и поместить в Его среду - так что она уже не относится к нашим делам, но является всецело Божией. Посвящение, таким образом, есть извлечение из мира и вручение Богу живому. Вещь или личность не принадлежит более ни нам, ни самой себе, но всецело погружается в Бога. Подобное лишение какой-то вещи, для вручения ее Богу, мы называем также жертвою: это более не будет моею собственностью, но собственностью Его. В Ветхом Завете вручение личности Богу, то есть ее «посвящение», отождествляется со священническим Рукоположением, и таким образом определяется также, в чем сущность священства: это переход собственности - бытие, изъятое из мира и дарованное Богу. Таким образом, выявляются теперь два направления, которые являются частями процесса освящения/посвящения. Это есть выход из круга светской жизни - «бытие, отделенное» для Бога. Но именно потому - это не сегрегация. Быть врученными Богу - скорее означает стать представителями других. Священник извлекается из мирских уз и даруется Богу, и именно так, начиная с Бога, он отдается другим, всем. Когда Иисус говорит: «Я посвящаю Себя», Он являет Себя одновременно священником и жертвою. Поэтому Бультман прав, переводя утверждение «Я Себя посвящаю» - как «Я приношу Себя в жертву». Понятно теперь, что происходит, когда Иисус говорит: «Я Себя посвящаю за них»? Это есть священнический акт, в коем Иисус - Человек Иисус, Кто един с Сыном Божиим - вручает Себя Отцу за нас. Это есть выражение того факта, что Он одновременно есть священник и жертва. Я посвящаю Себя - Я приношу Себя в жертву: это непостижимое слово, которое побуждает нас обратить взор в глубины сердца Иисуса Христа, должно было бы всякий раз заново становиться объектом нашего размышления. В нем заключена вся тайна нашего искупления. И в нем содержится также происхождение священства Церкви, нашего священства.
Только теперь мы можем понять до конца молитву, которую Господь вознес к Отцу за учеников - за нас. «Посвяти их в истине»: это есть включение апостолов в священство Иисуса Христа, учреждение Его нового священства для общины верующих всех времен. «Посвяти их в истине»: это есть истинная молитва посвящения для апостолов. Господь просит, чтобы Сам Бог привлек их к Себе, в лоно Своей святости. Просит, чтобы Он изъял их от самих себя и принял их, как Свою собственность, с тем чтобы они, отталкиваясь от Него, смогли осуществлять священническое служение для мира. Эта молитва Иисуса появляется дважды, в слегка измененной форме. Мы должны оба раза выслушать ее с большим вниманием, чтобы начать понимать, хотя бы смутно, ту возвышенную реальность, которая здесь просвечивает. «Посвяти их в истине». Иисус добавляет: «Слово Твое есть истина». Ученики, следовательно, оказываются вовлеченными в глубины Бога, посредством погружения в слово Божие. Слово Божие является, так сказать, купелью, которая очищает, творческой силой, которая их преображает в существа Божии. И в таком случае, как обстоят дела в нашей жизни? В самом ли деле мы пронизаны словом Божиим? Верно ли, что оно - пища, коею мы живы, более, нежели хлебом и вещами сего мира? Действительно ли мы знаем его? Любим ли мы его? Занимаемся ли внутренне этим словом до такой степени, что оно действительно накладывает отпечаток на нашу жизнь и формирует нашу мысль? Или же наши мысли постоянно определяются тем, что говорят и делают другие? Не слишком ли часто преобладающие мнения становятся критериями, которые мы прилагаем к себе? Не остаемся ли мы, когда все сказано и сделано, плененными поверхностностью, в которую зачастую уловлены люди века сего? Позволяем ли мы действительно очищать наш внутренний мир словом Божиим? Фридрих Ницше издевался над смирением и послушанием, как рабскими добродетелями, источниками подавления. Он заменил их гордостью и абсолютной свободой человека. Да, существуют карикатуры ложного смирения и ошибочного подчинения, которым мы не хотим подражать. Но существует также разрушительная гордыня и самонадеянность, которые разлагают любое сообщество и кончаются насилием. Можем ли мы учиться у Христа правильному смирению, которое отвечает истине нашего бытия, и послушанию, которое подчиняется истине, воле Божией? «Посвяти их в истине; слово Твое есть истина»: это слово включения в священство просвещает нашу жизнь и призывает нас становиться всякий раз заново учениками этой истины, которая раскрывается в слове Божием.
В толковании этой фразы мы можем сделать еще один шаг вперед. Не сказал ли Христос о Себе: «Я есмь истина» (ср. Ин 14:6)? Не есть ли Он живое Слово Божье, к которому относятся все прочие слова? Посвяти их в истине - в глубочайшем смысле означает: сделай их одним со Мною, Христом. Привяжи их ко Мне. Вовлеки их в меня. В конечном итоге есть лишь один священник Нового Завета, Иисус Христос. Следовательно, священство Его учеников может быть всего лишь участием в священстве Иисуса. Наше, как священников, бытие есть не что иное, как новый и коренной путь единения со Христом. По сути дела, это даровано нам в Таинстве (рукоположения). Но эта новая печать, оттиснутая на нашем бытии, может стать для нас осуждением, если наша жизнь не развивается, входя в истину этого Таинства. Обеты, которые мы обновляем сегодня, говорят, что наша воля должна быть направлена по этому пути: "Domino Iesu arctius coniungi et conformari, vobismetipsis abrenuntiantes". Единение со Христом требует отречения, иными словами, мы не должны ни навязывать наш путь и нашу волю, ни желать стать кем-то еще, но отдаться Ему, как бы и где бы Он ни пожелал использовать нас. Как сказал святой апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). В нашем «да», произнесённом при рукоположении, мы уже отреклись от „самоутверждения", от желания быть автономными. День за днем мы призваны исполнять это великое «да» во множестве маленьких «да» и маленьких отречениях. Это «да» маленьких шагов может осуществляться без горечи и жалости к самому себе только при условии, что Христос воистину является центром нашей жизни. При условии, что мы входим в настоящую близость с Ним. Тогда среди жертв, которые вначале могут быть болезненными, мы ощущаем растущую радость дружбы с Ним и малые - а порою великие - знаки Его любви, которые Он постоянно являет нам. «Кто потеряет себя самого, тот обретет себя». Если мы готовы отречься от себя ради Господа, то мы почувствуем, сколь верно Его слово.
Погрузиться в Истину, во Христа, частью этого является молитва, в которой мы проявляем нашу дружбу с Ним и учимся познавать Его: путь Его бытия, мысли, действия. Молитва - это путь личного общения с Ним, приношение Ему своей повседневной жизни, своих успехов и промахов, своих усилий и радостей. Молиться - это просто предстать перед Ним такими, какими мы являемся на самом деле. Но для того, чтобы это не стало своего рода «самосозерцанием», важно, чтобы мы постоянно научались молиться вместе с Церковью. Совершать святую Евхаристию означает молиться. Мы совершаем Евхаристию правильно тогда, когда нашими мыслями и нашим бытием входим в слова, которые предлагает нам Церковь. В них присутствует молитва всех поколений, ведущая нас к Господу. В совершении святой Евхаристии мы, как священники, являемся теми, кто своими молитвами открывает ныне путь молитве верующих. Если мы внутренне едины со словами молитвы так, что они могут нас вести и преобразовывать, тогда верующие также отыщут доступ к этим словам. Тогда все станут поистине «единым телом и единой душой» с Христом.
Быть погруженными в истину и в святость Божию означает также для нас осознать требование истины - в малом и великом противостоять лжи, так разнолико присутствующей в мире; принять борьбу, связанную с истиной, поскольку её глубочайшая радость присутствует в нас. Когда мы говорим о посвящении себя истине, то мы не должны забывать о том, что в Иисусе Христе истина и любовь - одно. Погружаться в Него означает погружаться в Его доброту, в истинную любовь. Истинная любовь не бывает дешевой, она может стоить дорого, быть очень требовательной. Она противостоит злу, чтобы привести человека к истинному благу. Если мы становимся едины со Христом, то мы научаемся верно распознавать Его в страждущих, бедных, в малых мира сего. Тогда мы становимся «служащими», которые распознают братьев и сестер в Нём, и в них - встречают Его самого.
«Освяти их истиною Твоею» - это первая часть изречения Иисуса. Но затем Он добавляет «Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною», т.е. истинно посвящены (Ин 17:19). Я думаю, что эта вторая часть имеет особое значение. В религиях мира существует множество ритуальных способов «освящения», посвящения человеческой личности. Но все эти обряды могут остаться всего лишь формальностью. Для Своих учеников Иисус Христос испрашивает истинное освящение, преобразовывающее их бытие, их самих. Оно не остается ритуальным священнодействием, но входит в сущность самого Бога Святаго. Мы можем также сказать: Христос испросил для нас Таинство, которое затрагивает нас в глубине нашего бытия. Но Он также молился, дабы это преобразование день за днем становилось жизнью; чтобы в нашем повседневном бытии и конкретной жизни нас ежедневно пронизывал свет Божий.
Накануне моего рукоположения, - закончил Святейший Отец, - 58 лет тому назад, я открыл Священное Писание, потому что хотел получить еще слово Господа в этот день, а также для моего будущего бытия священником. Перед моим взором открылся этот отрывок: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». Тогда я понял: Господь говорит обо мне и обращается ко мне. И то же самое совершится во мне завтра. В конечном итоге мы не освящаемся обрядами, даже если нуждаемся в обрядах. Купель, в которую Господь погружает нас, это - Он сам, олицетворенная Истина. Совершенно новым образом я принадлежу Ему и другим людям, «да приидет Царствие Его».
Дорогие друзья, в этот час обновления священнических обетов мы молимся Господу, дабы Он соделал нас «человеками» истины, любви, Божьими. Будем молиться Ему, чтобы Он привлекал нас всё ближе к Себе, дабы мы поистине стали священниками Нового Завета. Аминь!»
Источники
http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/homilies/2009/documents/h...
- Войдите на сайт для отправки комментариев