Выступление Папы Франциска перед делегатами Caritas Internationalis

Более 300 делегатов организаций-членов Caritas Internationalis собрались в Риме с прошлой недели на свою 21-ю Генеральную Ассамблею на тему «Одна человеческая семья, один общий дом». Папа Франциск обратился к ним с речью.

Господа кардиналы,

Достопочтенные братья в епископском и священническом служении,

Дорогие братья и сестры,

Я рад возможности встретиться с вами в ходе вашей 21 Генеральной Ассамблеи. Я благодарю Кардинала Тагле за слова, обращенные ко мне, и обращаюсь с сердечным приветствием ко всем вам, к большой семье «Каритас» и ко всем, кто в ваших странах вовлечен в служение милосердия.

В эти дни, прибыв со всех континентов, вы пережили важный момент в жизни Конфедерации, призванный не только исполнить ваши уставные обязанности, но и укрепить узы взаимного общения в согласии с Преемником Петра, поскольку ваша организация и Апостольский Престол связаны особыми узами. По сути, святой Иоанн Павел II желал придать «Каритас Интернационалис» статус канонического публичного юридического лица, призывая вас включиться в миссию Церкви в служении милосердия.

Сегодня я бы хотел вместе с вами немного поразмышлять над тремя ключевыми словами: милосердие, целостное развитие и общение.

Принимая во внимание задание, которую «Каритас» призвана исполнить в Церкви, важно неустанно обращаться к совместному размышлению о значении самого слова «милосердие». Благотворительность – не бесплодное действие или простое пожертвование, чтобы заставить замолчать нашу совесть. Мы не можем забывать, что корни и сущность милосердия – в Боге Самом (см. Ин 4, 8); это – объятия Бога Отца нашего, открытые для каждого человека, прежде всего для наименьших и страдающих, занимающих особое место в Его сердце. Если мы воспринимаем милосердие как услугу, Церковь становится гуманитарным агентством, а служение милосердия – ее «отделом логистики». Но Церковь не такова, она – это что-то другое и гораздо большее: она, во Христе, - знак и орудие Божьей любви к человечеству и ко всему творению, нашему общему дому.

Второе слово – целостное развитие. В служении милосердия «на кону» стоит образ человека, несводимый к одному аспекту, но включающий человеческое существо в целом – дитя Бога, созданное по Его образу. Бедные – это в первую очередь и прежде всего личности, и лица их таят в себе лик Самого Христа. Они – Его плоть, знаки Его распятого Тела, и мы обязаны идти к ним, даже в отдаленнейшие уголки и подземелья истории, проявляя чуткость и нежность Матери Церкви. Мы должны стремиться к целостному развитию личности для всех людей, чтобы они могли быть творцами и поборниками своего собственного развития (см. св. Павел VI, Энциклика Populorumprogressio, 34). Итак, служение милосердия должно избирать логику целостного развития как противоядие от культуры пренебрежения и безразличия. И, говоря о вас, «Каритас», я хочу подчеркнуть, что «наихудшая форма дискриминации бедных – отсутствие духовного попечения» (Апостольское Увещание Evangelii Gaudium, 200). Вы хорошо знаете это: большинству бедных «присуща особая открытость к вере; они нуждаются в Боге, и мы не можем пренебрежительно не предлагать им Его дружбу, Его благословение, Его Слово, совершение Таинств и ответ на путь возрастания и созревания в вере» (там же). Итак, как учит нас пример святых, творивших дела милосердия, «преимущественный выбор в пользу бедных должен, главным образом, воплощаться в привилегированном и приоритетном религиозном попечении» (там же).

Третье слово – общение. Оно – в сердце Церкви и определяет Ее суть. Церковное общение рождается во встрече с Сыном Божиим, Иисусом Христом. Он, возвестив Церковь, обращается к людям и создает общение с Собой и с Отцом и Святым Духом (см. 1 Ин1, 3). Это общение во Христе и Церкви оживляет, сопровождает и поддерживает служение милосердия как в самих общинах, так и в чрезвычайных ситуациях по всему миру. Таким образом, диакония милосердия становится видимым орудием общения в Церкви (см. «Компендиум социального учения Церкви», 4). По этой причине, Конфедерации «Каритас» сопутствует Дикастерия по содействию целостному человеческому развитию, которую я благодарю за ее повседневный труд и в частности за поддержку церковного служения «КаритасИнтернационалис». Я сказал, что вам сопутствуют, вы не «подчинены».

Возвращаясь к этим трем основополагающим аспектам жизни в «Каритас» (милосердие, целостное развитие и общение) я хотел бы призвать вас следовать им в бедности, благодарности и смирении.

Жизнь милосердием требует установления межличностных отношений с бедными: жить с бедными и для бедных. Бедные – не цифры, а люди. Ведь, живя с бедными, мы учимся творить милосердие в духе бедности, мы учимся тому, что милосердие – это соучастие, разделение. На самом деле, не только лживо милосердие, не достающее кошелька, но также и милосердие, не затрагивающее сердца, души и всего нашего существа, остается все еще не воплощенной идеей милосердия.

Нам всегда следует быть осторожными и не поддаваться искушению лицемерного или обманчивого милосердия, идентифицируемого с раздачей подаяния, «обезболивающего» для нашей встревоженной совести. Поэтому мы должны избегать уподобления дела милосердия филантропической продуктивности или планируемой эффективности, или преувеличенной и кипучей организации.

Поскольку милосердие – самая вожделенная из добродетелей, в которых человек надеется уподобиться Богу, зрелище тружеников милосердия, превративших его в бизнес, просто позорно: они так много говорят о милосердии, но живут в роскоши, расточая, устраивают конференции по благотворительности, бессмысленно расходуя так много денег. Очень больно отмечать, что некоторые из служителей милосердия превращаются в чиновников и бюрократов.

Именно поэтому я хотел бы еще раз повторить: милосердие – не идея, не благочестивое чувство, но пережитая встреча со Христом, это желание жить по сердцу Божию, а Бог не просит нас испытывать любовь, привязанность, солидарность и так далее к бедным, но видеть в них Его Самого (см. Mt 25, 31-46), в бедности.

Дорогие друзья, я благодарю вас от имени всей Церкви, за то, что вы делаете вместе со столь многими и для столь многих братьев и сестер – борющихся, выброшенных на обочину, подвергнутых новым формам рабства, и призываю вас продолжать! Все вы, в общении с церковными общинами, к которым вы принадлежите и которые представляете, продолжайте в радости вносить ваш вклад, чтобы Царство Божие, Царство справедливости, любви и мира, росло в мире. Да питает и освещает вас неустанно Евангелие, да ведет вас учение и пастырское попечение Матери Церкви.

Да благословит вас Господь, да сохранить вас Пресвятая Богородица. И, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Благодарю вас.

https://www.vaticannews.va/en/pope/news/2019-05/pope-to-caritas-internat...