Послание Блаженнейшего Любомира по случаю провозглашения 2009 года Годом христианского призвания

Всесветлейшим и всечестнейшим иереям и диаконам и дорогим семинаристам мир и Божие благословение!

Дорогие во Христе братья!

«Ты же, человек Божий... преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».
(1 Тим. 6, 11-12)

Введение. Синод Епископов Украинской Греко-Католической Церкви, состоявшийся в сентябре прошлого года, постановил продолжить в 2009 году тему христианского призвания, особенно обращая внимание на призвании к священству. В связи с этим для всех наших верных недавно уже было выпущено одно обращение с более широким разъяснением этой темы. Теперь хочу обратиться особым образом к лицам, которые приняли призвание к священству. Делаю это одним письмом, адресованным как уже зрелым, опытным священнослужителям, так и воспитанникам, которые лишь начали обучение. Ибо призвание - это не только приглашение поступить в семинарию, но и вверенное нам Богом задание, которое придает особый характер жизни человека, услышавшего призыв Господа и желающего хорошо подготовиться к его свершению и наилучшему исполнению.

Прежде чем подробно освещать качества и миссию священнослужителей, хочу обратить ваше внимание на послание Митрополита Андрея (Шептицкого) к духовенству, написанное в марте 1934 года. В нем он вспоминает ужас Голодомора в Приднепровье, а также описывает общее духовное и нравственное состояние нашего народа. Это описание, в целом очень печальное, почти полностью можно отнести к современности. Митрополит не дает детального анализа причин тогдашней ситуации, оставляя это историкам и психологам, а ставит вопрос, который и является заголовком этого послания: кто виноват? Спрашивая, кто виновен в такой духовной разрухе, он в то же время размышляет, кто сможет вывести наш народ из такого кризиса, и видит возможное спасение в священниках.

За последние 75 лет наш народ пережил разные времена: очень светлые и очень грозные. Не пытаясь сейчас их анализировать и приписывать кому-то вину за все плохое, что тогда происходило, хочу взглянуть в будущее, искать пути и средства духовного оздоровления всего нашего народа, который по Божьему милосердию сегодня пользуется независимостью государства и свободой Церкви. Вслед за слугой Божьим Митрополитом Андреем (Шептицким), хочу обратить внимание на чрезвычайно важную роль духовенства на дороге к будущему, в котором будут властвовать истина, красота и добро. Делаю это с особенной радостью в год, когда мы размышляем над христианским призванием, особенно - к священству.

Достоинство и миссия священника. В Ветхом Завете описана история израильского народа, которого Господь Бог избрал быть носителем обетования о грядущем Мессии-Искупителе. С приходом Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия, то есть со времени осуществления данного в раю обетования, призвание к святости распространяется на все человечество, и все те, кто принимает Божий призыв, независимо от своей национальной принадлежности или культуры, собранные в утвержденной Христом Церкви, творят Божий народ. Из этого сообщества Господь Бог призывает священнослужителей, которые - как епископы, священники и диаконы - должны служить своим братьям и сестрам, быть для них учителями, святителями и пастырями. Они должны провозглашать им Божие слово, преподавать святые таинства, вести Божий народ, членами которого являются и они сами, к святости, то есть приближать к источнику всей жизни - к Богу. Достоинство священника основывается на том, что он является живой иконой Христа - Доброго Пастыря среди своих верующих силой и действием Святого Духа. Источник достоинства священника - в вечном священстве Христа.

В нашем украинском народе сохранилось еще живое осознание этого достоинства и миссии, которой милостивый Господь наделяет своих священников: люди охотно прислушиваются к своим пастырям и готовы доверять им. А это налагает огромную ответственность на тех, кого Господь призвал к священству и кому поручает вести души к Небесному Царству - и на земле, и в вечности. Свое святое задание священнослужитель должен принимать не с гордостью, а со священным трепетом души, ибо, как было сказано ему в день рукоположения, за каждую порученную душу надлежит дать ответ.

Важность молитвы. Перед лицом такой ответственности немощный человек имеет только один источник нужной силы - Господа Бога. Церковное начальство и миряне хотели бы, чтобы каждый священник был одновременно способным администратором, хозяином, организатором, хорошим катехизатором и учителем, оратором, певцом, руководителем различных околоцерковных обществ. Это было бы хорошо, но нереально, чтобы в одном лице сочетались все эти качества. Каждый священник, как и каждый человек, имеет определенные таланты, которые служат ему для того, чтобы он был хорошим пастырем душ. Однако есть одно качество, без которого священник не может быть собой: он должен быть человеком Божиим. Эта плод не какого-то природного таланта, а постоянной и усердной молитвы. Во всем, что делает священник, вверенные его духовной опеке люди должны чувствовать действие Божьей благодати. Иначе он остается только хорошим работником, но не настоящим священником.

Существует две основные формы молитвы: литургическая и частная. Священник должен практиковать обе. Священная Литургия, Утреня, Вечерня и, по возможности, другие части церковного правила должны быть его ежедневной духовной пищей. Безусловно, лучше всего, когда в этой молитве участвуют еще несколько человек, и об этом следует позаботиться. Не надо множества присутствующих, потому что у большинства мирян обычны житейские хлопоты, из-за которых им трудно участвовать в литургических богослужениях. Однако в каждой общине есть несколько человек, в основном это пожилые люди, которые с радостью каждый день приходят в церковь. Опыт ревностных пастырей доказывает, что такие богослужения возможны, особенно там, где есть свой храм или другое подходящее для молитвы помещение. Литургическая молитва - это общение с Богом, это молитва Церкви, это та молитва, в которой Иисус обещал свое особое присутствие. Через литургическую молитву Господь освящает человека без его усилия, почти как в природе тело, лежа неподвижно, загорает от солнечных лучей. Иногда священники спрашивают, обязаны ли они вычитывать молитвы из Часослова, т.е. литургические молитвы. В ответ кое-кто ссылается на закон, считая такую молитву необоснованным бременем, от которого надо освободиться. Лучше ответить, задавая вопрос: «А надо ли нам ежедневно принимать пищу?»

Кроме литургической молитвы, священник нуждается еще и в личной духовной практике, притом ежедневной. Мы знаем еще с учебы в семинарии, что надо читать Священное Писание и над ним молитвенно размышлять. Божие слово, записанное в Библии - то самое Слово, которое сотворило мир. Священное Писание является не еще одной благочестивой или научной книгой. Читая его, мы можем из уст Иисуса Христа, через две тысячи лет, слушать слово Божие, - то слово, с которым Господь Бог от века обращается к нам, которое просвещает, очищает и освящает. Кроме того, священник должен словами известных молитв или своими молитвами представлять Спасителю свои нужды и потребности своих людей. Некоторые ошибочно полагают, что очень полезно заниматься многими проектами или делами, а время, посвященное молитве - это упущенное время. Так может думать только человек, у которого мало веры, ибо преуспеяние священнослужителя - от Господа. Мы, как люди, очень ограничены и сами немногое способны сделать, но Господь Бог, действуя через нас, может являть удивительные достижения. Через молитву мы становимся прекрасным орудием в Божьих руках. Что значит - быть хорошим орудием в Божьих руках? Это значит - быть готовым ответить на Его призыв, а также заботиться о чистоте сердца и души, избавляясь всего, что может нам помешать, через ежедневное испытание совести и, главное, часто приступать к святому таинству Покаяния. Вспомним молитву во время Святой Литургии перед чтением Святого Евангелия: после просьбы помочь нам постичь евангельское учение, говорим: «вложи в нас и страх божественных Твоих заповедей, чтобы мы, победив все плотские похоти, вели жизнь духовную, думая и делая все, что угодно Тебе».

Священнослужитель - учитель. Когда Иисус Христос, как сообщают нам апостолы и евангелисты, начал свою публичную миссию, Он учил и творил чудеса. Главным средством Его деятельности были слова, а чудеса служили знаками, которыми Он подкреплял Свое божественное учение. Иисус Христос утвердил Церковь, чтобы она продолжала Его спасительное дело в веках. Церковь осуществляет эту свою задачу главным образом через священников. Учительская власть священнослужителя ставит перед ним большие требования. Прежде всего, он сам должен изучить и очень хорошо понять содержание Божией науки, чтобы быть в состоянии передать его простым и понятным способом. Каждый воспитанник должен быть очень внимательным и чувствовать глубокую ответственность за тех, кому он когда-нибудь будет помогать изучать Божий закон. Однако годы, проведенные в семинарии - это только начало. Этого недостаточно, чтобы как следует познать Божью науку. На протяжении всей своей жизни священнослужитель должен стараться углублять и осовременивать знание и понимание богословия и всех вспомогательных наук. Хороший священник любит книгу и старается познавать различные аспекты человеческой жизни и деятельности. Он должен быть эрудитом не ради человеческой славы или самоудовлетворения, но для того, чтобы быть в состоянии лучше понять Божью и человеческую правду. Священнослужителю мало быть богобоязненным, он должен быть и образованным, чтобы его благочестие могло эффективно действовать. Постоянное самосовершенствование в интеллектуальном плане так же важно и необходимо, как и непрерывная духовная формация.

Священнослужителю часто приходится быть учителем, и благочестивый народ хочет услышать от него авторитетное поучение. Главнейшим средством для облеченного священным саном учителя является проповедь - живое слово Божие. Очень неприятно слышать, как наши миряне, старшие и младшие, громко жалуются на качество проповедей. Некоторые из них внутренне отключаются, когда во время Святой Литургии начинается проповедь, другие демонстративно выходят из храма. Разве так должно быть? Конечно, нет. Чем вызвана такая ситуация? Многие священнослужители, не сознавая важность проповеди для духовного устроения сообщества, просто не прилагают усилий, чтобы своим людям дать здоровую пищу для души. Иные оправдываются, говоря: «У меня нет таланта, я не Златоуст». Несомненно, что у разных священнослужителей разные способности к проповеди, но не надо забывать, что успех проповеди зависит не от красноречия, а от простого и понятного преподавания Божией правды. Секрет хорошей проповеди заключается в ее подготовке. Основательную проповедь может подготовить каждый священник, который прилежно учился в семинарии. Надо только хотеть это сделать, практически это означает уделить достаточно времени этой важной задаче. Недооценивать важность проповеди - явно противоречить примеру Самого Спасителя.

Священнослужитель учит также и другими способами: поучением во время святого таинства Исповеди, советом для отдельных людей, которые обращаются к нему за помощью, словом на разных приходских собраниях, статьями в приходских бюллетенях или епархиальный газете. Это те средства, которые нужно использовать и к которым тоже надо тщательно готовиться.

Проповедь Божьего слова ставит еще одно важное требование перед священнослужителем, а именно: верить в то, что он проповедует, и в соответствии с этой верой обустраивать свою жизнь. У священника слова и дела должны составлять единое целое. Поведение священника - это необходимое дополнение Божьей науки, которая исходит из уст его. Ненадлежащее поведение - это надругательство над Божьей наукой и неимоверный по своим последствиям вред для душ, ищущих Бога. Но разве только святой человек может проповедовать? Никто из нас не является таким святым, что к нему можно было бы применить Иисусовы слова: «Кто из вас обличит Меня в грехе?», - однако каждый из нас должен смиренно и последовательно стараться жить согласно Божьему закону, так как именно этого нашего усилия ожидают от нас вверенные нам души, даже те, которые ищут себе оправданий в наших падениях.

Мы часто слышим вопрос: «Какой приход является хорошим?». Некоторые считают, что тот, который должным образом организован и который накопил большое имущество. Но правильно будет сказать: та церковная община, в которой грешные люди - ведь Церковь состоит из грешных людей - стараются всеми силами жить по-Божески, а в первую очередь их пастырь. Во всем, что он делает, должно главенствовать желание как можно лучше исполнить Божий и церковный закон.

Церковное служение. Святое таинство священства освящает человека, который ее принимает, однако прежде оно дается как средство для служения Святой Церкви. Понятие «служение» интерпретируют разными способами. Некоторые считают слугу полностью подчиненным общине, т.е. священник должен делать то, что ему скажут. Другой взгляд - что священник должен прислуживать общине: говорить только то, что людям приятно, и во всем идти им навстречу. Оба эти взгляда противоречат природе священнического служения. Но есть и совершенно противоположная позиция: ее занимают те священники, которым понятие служения омерзительно, которые считают, что они поставлены властвовать, и что им дано право приказывать. Такие священники забывают о своем божественном Учителе, который похвалил своих апостолов и учеников за то, что они считают Его Господом и Учителем, однако о Себе сказал, что Он пришел, чтобы послужить, а не чтобы Ему служили. Служить так, как это делал Иисус Христос - это большое искусство. Хороший священник вчитывается в евангельские тексты, чтобы проникнуться Христовым духом и познать Его пример. Иисус Христос выразительно и очень четко представлял волю Небесного Отца: хвалил или укорял, когда это надо было делать; милосердно принимал грешника, наставлял на путь праведности, терпеливо выслушивал; принимал похвалу, но не отрекся от креста. Он полностью принимал Господню волю и отдал свою жизнь за человеческий род. Это наш идеал. На такие качества проводника-слуги люди: взрослые, старики, молодежь и дети - реагируют и радостно за ним идут. Одна из трех задач священнослужителя - быть пастырем по примеру Того, Который сказал, что Он - Пастырь Добрый, ведущий свое стадо на добрую пажить, защищающий его от волков и не жалеющий усилий, чтобы найти потерянную овцу. Таким пастырем может быть только тот человек, который действительно верует во Христа и не поверяет свою жизнь категориями грешного мира. И вот парадокс: священнослужитель, который в полном смысле этого слова является добрым пастырем и который, казалось бы, ничего не оставляет для себя, все отдает, получает большое внутреннее удовлетворение от Господа и создает вокруг себя атмосферу тихого счастья и настоящей радости.

Искушения священнослужителя. Большая трагедия, когда мировосприятие священнослужителя является полностью светским. В семинарию вступают молодые люди, которые большей частью проникнуты категориями ценностей своего окружения, в наше время весьма далекого от истинного христианского духа. Длительное обучение и формация в семинарии нацелено, прежде всего, помочь воспитанникам почерпнуть Христова духа, научить их смотреть на мир глазами веры. Священнослужитель, который не претерпел этой внутренней трансформации чисто светского мировоззрения в Христово, не способен должным образом ответить на свое призвание - он будет продолжать искать земных ценностей, человеческой славы, выгоды, легкого заработка и накопления материальных благ.

Существует, однако, большая разница между потребностью в деньгах - она есть у каждого человека, в том числе и у священника (особенно если он несет ответственность за собственную семью) - и любовью к ним. Среди соблазнов, которыми нечистая сила старается побороть доброго пастыря, «сребролюбие» является одной из главных, поскольку, с одной стороны, оно делает из священнослужителя ремесленника, торговца духовными вещами, а с другой - лишает его уважения среди вверенных ему людей. Речь идет об уважении, которое является не человеческой славой, но искренним признанием, что священник верит в то, что проповедует.

Вторым большим искушением для священнослужителя является ненадлежащее внимание к своему духовному, интеллектуальному и культурному развитию. Всем известно, что живые организмы могут только или расти, или погибать. Священник, который не печется о себе и не заботится о своем росте из-за гордости, лености, пустоты духа или каких-либо зависимостей, духовно умирает и становится неспособным передать другим искру жизни. Такое положение очень драматично, поэтому надо всех священников поручать горячим молитвам всей церкви, чтобы тот, кто старается, выстоял, а тот, кто, не дай Бог, упал - поднялся.

Священник и его община. Основной клеткой Церкви как сообщества людей является церковная община. Типовой общиной является приход. Это уже хорошо сформированная, организованная группа людей, которые живут на точно определенной территории. Священнослужитель является духовным проводником, учителем, святителем и пастырем этого сообщества. Он ведет прихожан в молитвенной литургической жизни, заботится об их духовном развитии через преподавание Святых Таинств и осуществление других так называемых «треб». Хороший священник старается узнать каждого члена общины и помочь ему по-христиански жить. Он знает каждую больного, бедного, нуждающегося человека в своей общине, никто не исключен из его любящей опеки. Когда кто-либо из общины не принимает участия в ее жизни, особенно - молитвенной, он разыскивает этого человека, идет к нему с открытым сердцем, чтобы пригласить в сообщество. Священнослужитель близок каждому лицу в своей общине, он открыт к общению, особенно с молодыми членами общины, старается, чтобы через околоцерковные братства и товарищества лучше осуществлять христианскую жизнь. Что уж говорить о катехизации, об углублении понимания веры в обществе, касается ли это взрослых, молодежи или детей.

Не каждая христианская община является приходом. Часто случается, особенно в сегодняшней Украине, что общину надо еще строить, потому что по разным причинам те, которые должны к ней относиться, рассеяны территориально или духовно забыты. Священник, который приходит на такую территорию, должен активно искать тех, кто имеет право на его духовную опеку. Это требует больших усилий, благоразумия, глубокой веры, терпения, а главное - горячей молитвы. Надо быть готовым ко многим неудобствам, к нехватке понимания или даже к противостоянию. Здесь речь идет о деятельности, известной под названием «миссионерской», которая сегодня составляет важную часть жизни нашей Церкви. К ней надо должным образом готовиться, можно даже сказать, что она требует особого призвания. Однако нет сомнения, что Господь Бог дает своей Церкви нужных работников. И кто в себе такое призвание чувствует, кто понимает актуальные задачи Церкви, должен не бежать от этого, но в полном доверии к Господу Богу браться за это нелегкое дело.

Церковная община - это миряне. Силой святых Таинств Крещения и Миропомазания они также, как напоминает Второй Ватиканский Собор, участвуют в пророческом, священническом и царском служении самого Господа нашего Иисуса Христа. Священник в святом таинстве рукоположения получает сверх того служебное священство, т.е. особое участие в священстве Иисуса Христа, и это является основанием его тройного служения как учителя, святителя и пастыря. Каждый пастырь должен эти две истины нашей веры хорошо понять и в своей пастырской деятельности поощрять порученные ему души максимально использовать призвание христианина-мирянина. Приход, церковная община- это большое общее дело, в котором гармонично задействованы все члены - и священнослужитель, и миряне. Только общими усилиями, понимая и проявляя уважение к задачам каждого в становлении Царства Божьего, можно освящать мир и все, что вокруг нас, как желает наш небесный Спаситель. Между пастырем и вверенными ему мирянами должно быть взаимное уважение и тесное сотрудничество. То, как это осуществляется в конкретной общине, особенно проявляется в критические моменты, когда кто-то надламывается или падает. В таком случае пастырь всеми силами должен стараться спасать человека, а если эта беда постигла самого пастыря, то здоровая христианская община должна явить свою поддержку. Все мы - члены святой Церкви - должны немедленно реагировать на случаи падения священника, помогать ему в любви - назиданием или иным действенным способом, без злости и унижения его достоинства, - помогать, как помогают в бою воины знаменосцу, который упал раненым, потому что они знают, что войско без флага-ориентира является легкой добычей для врага.

Священнослужитель всегда должен помнить, что он тоже является членом общины, среди которой живет, общины с ее социальными потребностями. Он должен быть тесно связан со своей общиной, поддерживать все здоровые инициативы в отношении воспитания, в культурной, экономической и государственной жизни. Вместе с тем следует быть бдительным и сторониться всего, что могло бы обесценить или скомпрометировать его основное духовное служение. В нашей Церкви мы имеем много примеров священников - крупных общественных деятелей, благодаря которым распространялось просвещение в наших общинах, села и города спасались от пьянства, люди учились успешно хозяйствовать, а все общество становилось богаче, развивая кооперативное движение. Все, что по праву интересует общество, не может быть чужим и далеким для хорошего пастыря.

Священническая жизнь. Читая все эти истины веры и элементы жизненного опыта, кто-то может подумать, что здесь речь идет о священнослужителе самом по себе. Хочу предупредить о неверности такого понимания, потому что в нашей повседневной жизни мы должны говорить о священнослужителях во множественном числе, в сообществе братьев. Это чрезвычайно важно, ибо священник-одиночка подвержен множеству опасностей: психическому расстройству, различным зависимостям, угрозе утраты святой веры. Священнослужители должны жить как сообщество: часто общаться, встречаться по разным случаям, стараться трудиться совместными силами, обмениваться опытом служения и т.д. В сообществе священник находит нужную поддержку, которая придает ему отвагу и вдохновение быть добрым служителем Христа. Священники должны иметь живое чувство солидарности, лелеять настоящую дружбу, защищая доброе имя священнослужителя, помогая друг другу в росте, предотвращая падение других и милосердно спасая тех, кто надломился. Говоря о солидарности, следует упомянуть и практический аспект, ибо часто один пастырь, который трудится в большой общине, имеет всего вдоволь, в то же время другой, неся служение в малочисленной, едва сводит концы с концами. Для всех священников должно быть само собой разумеющимся, что надо делиться и земными благами.

В византийской традиции священником может быть женатый человек. Кое-кто считает это особой привилегией нашей традиции. Однако скорее привилегией можно назвать целибат, когда вместе с призванием к священству человек получает также Божий дар - призвание в бессемейном состоянии. Это состояние не делает кого-то автоматически более святым или лучшим священником. Оно - лишь могучее средство для того, кто с Божьей помощью готов его использовать на сто процентов. Бессемейное состояние, как приближенное к монашескому, всегда пользовалось большим почетом в Христовой Церкви, и каждой поместной Церкви восточной традиции желательно иметь соответствующее число неженатых священников. Если они полностью живут своим призванием, то могут многое сделать для всего Божьего народа.

Женатый священник также может быть образцовым Божьим слугой, поскольку имеет другие средства для свидетельства Христу, в частности богоугодную супружескую и семейную жизнь. Священник, как всем известно, всегда находится в общине на виду. Его пример может способствовать подъему общего уровня семейной жизни в христианской общине. Важно, чтобы и сам священник, и его жена, и дети осознавали это свое особое призвание. Свидетельства лиц, объединенных Божьим даром семейной жизни, становятся очень мощным и убедительным средством в нормальных условиях жизни. Основанием выбора семейного или бессемейного состояния является ощущение Божьего призыва, но никак не земной расчет.

Пастырь лелеет свое призвание. Это длинное послание посвящено священническому призванию. Блажен тот, кто это на него откликнулся, старается в нем возрастать и богоугодно его осуществлять. Однако следует упомянуть еще один момент, на который должен обращать внимание священнослужитель. Церковь - это историческое тело, которое имеет свое прошлое, настоящее и будущее до второго пришествия нашего Господа Иисуса Христа. У всех нас есть обязанность заботиться о нашем будущем, о хороших священнослужителях в грядущих поколениях. Поэтому хороший пастырь, благодарный Богу за свое призвание, должен быть внимательным и стараться примечать в своей общине лиц, достойных священства. Кроме того, он должен поощрять молодежь своей общины и к монашеской жизни. Хотя о монашестве и призвании к нему будем вместе, как Церковь, особо молиться и размышлять в 2010 году, но невозможно не вспомнить о долге пастыря - всегда быть чутким к Божьему призыву среди своих пасомых.

Священник - носитель надежды. Дорогие священники, диаконы и семинаристы! Мир, в котором нам приходится исполнять свое служение, к сожалению, весьма далек от того, каким мы хотели бы его видеть. Сетования на мир - едва ли не самая популярная позиция обычного человека. Попасть под влияние такого негативного настроя было бы огромной ошибкой, полным непониманием священнического призвания, потому что никто во всем мире не имеет в руках таких мощных средств оздоровления и освящения человеческой жизни, как именно христианские священнослужители. Иисус Христос, как рассказывают нам евангелисты, ходил по городам и селениям Палестины, словом и чудесами проповедуя Царствие Божие. Вы, дорогие священнослужители, можете Божьим словом и силой Святых Таинств продолжать Его спасительное дело и созидать Царство Божие на земле. Осознайте величие вашего призвания и будьте носителями надежды для всех людей.

Благословение Господне на вас!

+ Любомир

Дано в Киеве, при соборе Воскресения Христова,
в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа
1 / 14 января 2009 года Божьего

http://ugcc.org.ua/505.0.html