Пастырское послание римско-католических епископов Украины по случаю 70-й годовщины волынской трагедии

Дорогие во Христе братья и сестры!

В истории жизни отдельного человека, общественных групп или целых народов часто встречаются тяжелые, отягощенные виной воспоминания о прошлом, мечты о счастливом будущем. Тогда зарождается сильное искушение отбросить досадное прошлое, объявить его «яко не бывшим», стереть его из памяти народной ради полного надежд будущего. Но возможно ли вырезать фрагменты из истории какого-то человеческого сообщества (а вместе с тем из истории конкретных людей), а одновременно сохранить всестороннее видение человека? Разве обретение человеком зрелости не требует, чтобы он принимал на себя ответственность за все, что он сделал, что сделает и оставит после себя? Ведь верность нуждается в интегральном подходе к жизни, как к единому целому, ведь именно так Бог смотрит на человека и так будет судить его. Он помнит то, что было, напоминает о Декалоге и делает совесть орудием, способным судить человеческие поступки.

1. Божий план спасения

Многовековой опыт показывает, что дьявол коварно реализует свой план уничтожения человека и достаточно удачно соблазняет все новые и новые поколения, пробуждая в людях ненависть, жажду мести, возмездия, стремление убивать, то есть воздавать злом за зло. Христос, напротив, призывает противостоять злу, не поддаваться разрушению, совладать с дикими инстинктами, отказаться от мести. Ведь лишь эта позиция согласуется с христианским смыслом примирения и евангельским учением о прощении.

Корни христианства уходят в прошлое, в события, происходившие в жизни избранного народа, потом в жизни Иисуса Христа и в жизни Церкви. Община верующих живет и питается Воспоминанием пасхальных событий, о чем свидетельствуют произносимые священником на каждой Святой Мессе слова Христа: «Сие творите в Мое воспоминание». Да, Церковь живет этой святой Памятью. А Бог заверяет нас, что не забудет ни о нас, ни о нашем прошлом.

Бог помнит обо всём, что связано с жизнью человека: о любви к ближнему, о доброте, о святости жизни, о милосердии, но и о грехе, зле, которое люди совершают. Бог всегда видит целостного человека, видит все, что человек сделал и кем является.

Яркий пример этого дается в библейском перечне «грехов, вопиющих об отмщении к Небу», т.е. поступков, о которых Бог особенно помнит, поскольку они отрицают Его основные заповеди и наставления. Среди них есть и грех убийства человека, то есть умышленное и добровольное лишение кого-то жизни.

2. Тайна беззакония

Мы вспоминаем эту истину о памяти и о тайне зла, укорененного в человеке, в контексте 70-й годовщины так называемой Волынской Резни, она началась в Кровавое Воскресенье 11 июля 1943, когда вооруженные силы украинских националистов напали на десятки польских хуторов и сел на Волыни, атакуя как верующих, собравшихся в римско-католических храмах и часовнях, так и людей, находившихся в своих домах. Позже кровавые события охватили всю Волынь, а также территорию современных Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей. Были замучены десятки тысяч невинных людей, в том числе детей, женщин и стариков. Погибли многие римско-католические священники и монахини, а несколько десятков греко-католических и православных священников претерпели преследования за осуждение совершенного преступления. Гибли не только поляки, но граждане других национальностей – евреи, армяне, чехи, погибли и многие украинцы, особенно те, кто спасал своих соседей и родных, подвергшихся нападению.

Эти события вызвали ответную реакцию с польской стороны – самозащиту и единичные акты возмездия, в которых погибали и невинные украинцы. Однако эти действия нельзя сопоставить ни по количеству жертв, ни по варварству методов. Стоит добавить, что римско-католическая Церковь предпринимала попытки остановить волну насилия, прося помощи у пастырей греко-католической Церкви, однако это не помогло.

Историческая оценка трагических событий прошлого, описание причин и масштабов той волны уничтожения - не наша задача. Мы хотим лишь, чтобы эта годовщина дала нынешнему поколению повод для размышлений о тайне человеческой природы. Мы также хотим напомнить, что первородный грех, а с ним и целый ряд преступлений, которые совершали люди в течение веков, связаны с тайной Спасения, освобождением человека из сетей зла, возможностью обращения, покаяния и примирения во Христе. Ибо Иисус затем умер на кресте и воскрес, чтобы «овцы имели жизнь, и имели с избытком» (ср. Ин 10:10). Спасти значит – именно очистить, освободить от зла, позволить наслаждаться плодами Святого Духа, среди которых есть и возможность обращения каждого человека, успокоения совести и надежды на спасение – как для палача, так и для жертвы преступления. Это нелегкая, но сколь и необычайная истина нашей веры! Разве Тайна беззакония не соседствует в веках с Тайной Искупления?

3. Призыв к примирению

Происходящее в наши дни возрождение католической Церкви в Украине – это дар для каждого верующего. Оно дает счастливую возможность примирения с Богом и людьми. Благодаря обращению, Таинству Покаяния и отвержению зла, «спасение пришло дому сему (...). Ибо Сын Человеческий пришел искать и спасти погибшее» (ср. Лк 19:9-10).

Христос призывает к испытанию совести не для того, чтобы бередить старые раны и заново переживать мучительное прошлое, но чтобы предстать перед Богом в истине. Иоанн Павел II считал примирение людей с Богом и между собой одной из важнейших задач своего понтификата. Он последовательно обращал внимание на следующие важные этапы примирения:

«очищение исторической памяти», оно осуществляется в акте признания вины, что позволяет выйти навстречу бывшим врагам;

«исповедание греха» («confessio peccati»), которое содержится в литургии Церкви.

Ни одно испытание совести не является легким, а признание болезненных и позорных грехов прошлого, грехов родителей, дедов, соседей или дальних родственников – дело особенно трудное. Но когда мы осознаем свой грех и называем его по имени, тогда вступаем на путь, ведущий к примирению. Безусловно, это требует смирения и связано с определенной жертвой, но нет другого пути к примирению!

Мир – это горизонт каждого человеческого диалога, а прощение и примирение – кратчайший путь к нему. Именно поэтому целью всех действий, направленных к достижению мира, должно быть преодоление чувства обиды, пренебрежения и предубеждения, часто искусственно вызванного, а затем неправедно поддерживаемого из поколения в поколение.

4. Не групповая вина! Свобода личности – основание нравственности

Человек свободен, и ни одна общественная система или структура не в состоянии лишить его как свободы, так и ответственности за содеянное зло. Заслуги и вина каждого человека – это нечто чрезвычайно личное, их нельзя передать. Последствия греха прежде всего влияют на самого грешника, разрушая его отношения с Богом, а также ослабляя его волю и затмевая разум. Поэтому архитекторами массива зла (о чем свидетельствует история) могут быть «простые люди», обычные люди, о которых никто не мог бы сказать, что они способны на садизм, насилие, человекоубийство.

В истории жизни миллионов солдат и офицеров, а также армий различных тоталитарных государств слово «приказ» играло магическую роль. Оно стало ширмой, за которой пряталась собственная вина, оно способствовало бегству от ответственности за преступление – им прикрывались, чтобы не услышать голоса совести, она приглушала крик жертв. Но уже в описании первородного греха мы слышим такие оправдания: «Сказал Бог: «Кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты с дерева, которые я тебе не есть? » Мужчина ответил: «Женщина, которую ты дал мне, чтобы была со мной, дала мне от дерева, и я ел». Тогда Господь Бог жене: «Что это ты сделала?» Женщина ответила: «Змей обманул меня, и я ела» (Быт 3:11-13).

Также и лживые оправдания могут принимать форму перекладывания вины на идеологию, на руководителей партии или командиров. В то же время никто и ничто не может соглашаться со злом или оправдывать его ценою жизни единиц и общественных групп. Ни одна политическая программа или обещание счастья для народа не могут оправдать нападения на невинных людей и массовых преступлений. Убийство – это отрицание Божьей воли.

В этом контексте появляется понятие ответственности. Ответственность означает принятие на себя последствий пользования человеческой свободой, а тем самым она подтверждает достоинство человеческой личности. Она присуща исключительно личности. Субъектом ответственности является каждый отдельный человек, рискующий и берущий на себя все тяготы жизни. То есть мы не можем говорить о групповой ответственности, так как толпа равноценна отсутствию ответственности, а потому и не может быть осуждена. Невозможно также перекладывать ответственность с себя на кого-то другого. Человек, отягощенный ответственностью, всегда несет ее в одиночестве. Другие люди могут лишь помочь ему открыть ее, нести последствия и облегчить примирение с моральными тяготами.

Проблема ответственности занимает важное место в библейском учении. Она содержит в себе призыв, обращенный к человеку – завоевывать и защищать свободу, которая идет в паре с чувством ответственности за себя и окружающий мир, перед самим собою (своею совестью) и перед Богом.

После совершенного Каином братоубийства ему Бог говорит: «Грех на пороге подстерегает: он и так овладел тобой, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Бог относится к человеку, как к существу свободному, способному совершать выбор между добром и злом, противостоять соблазнам, существу сознательному и ответственному за свои поступки.

5. «Подобает слушать более Бога, чем людей» (ср. Деян 4:19)

Верность правильно сформированной совести является самой существенной ценностью. Это фундаментальное убеждение нашей веры подвергается нападению, особенно в современном мире. Эта верность очень дорого обходится человеку. С одной стороны, человек слышит крики толпы, с другой – шепот совести. Тогда перед ним встает дилемма: сохранить веру, доброе имя, ценности, или же не выделяться, идти с толпой, подчиниться большинству, раствориться в безымянной массе. И тогда человек должен сделать выбор, принять самое важное решение в своей жизни.

Воля Божья также выражается в человеческом законе, организующем общественную жизнь. Этот закон явственно делится на две части: закон церковный и закон государства. Первый касается всех, кто через Крещение вошел в общину Церкви. Второй обязывает только тех, кто проживает на территории данного государства. Однако в обоих случаях этот закон не обязателен для всех, в отличие от Божьего Закона – естественного или позитивного.

Необходимыми условиями примирения, как в религиозном, так и в общественном аспекте являются сокрушение о грехах и намерение исправиться. Но этот процесс не заканчивается испытанием совести, то есть расчетом с прошлым. Он вносит в современность, в сегодняшний день новую категорию: Добро, которое способно строить общее будущее, а вместе с тем является победой над Злом.

6. Призыв к молитве

Люди, которые сегодня составляют общину Христовой Церкви, обязаны в молитве помнить о тех, кто уже покинул этот мир. Тем более – о тех, кто стал жертвами ненависти, жажды власти, зверства, мучениками, кто был лишен жизни в стенах храмов, во время молитвы, о невинно погибших детях, беззащитных женщинах, зрелых мужчинах и стариках. Веря в тайну Общения Святых, нужно неустанно вверять Богу их ознаменованные страданием жизни, дабы Всевышний принял их, одарил вечной радостью и даровал обилие благодати – по их ходатайству – тем, кто продолжает земное странствие, кто ищет примирения и надежды.

Именно поэтому 14 июля с.г. в римско-католической кафедральном соборе в Луцке, в символическую годовщину так называемого Кровавого Воскресенья, мы желаем еще раз препоручить Богу все жертвы ложной идеологии, которая тогда оправдывала массовые убийства и насилие. Приглашаем всех, кто верит во Христа и свою надежду полагает в истине о спасении, присоединиться к нашей молитве. Всем, чья совесть сохранила какие-либо следы того злодеяния, напоминаем истину о примирении и слова молитвы Господней: «Отче наш (...) прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

В завершение вернемся в мыслях и в молитве к посланию блаженного Папы Иоанна Павла II, направленного к нам во время его апостольского визита в Украину: «Пусть прощение, данное и полученное, как исцеляющий бальзам разольется в каждом сердце. Пусть благодаря очищению исторической памяти все будут готовы предпочитать то, что объединяет, а не то, что разделяет, чтобы вместе строить будущее, основанное на взаимоуважении, братском сотрудничестве и подлинной солидарности ».

Архиепископы и Епископы
Конференции Римско-Католического епископата Украины

Дано в Торжество Рождества святого Иоанна Крестителя

24 июня 2013

№ 17/2013

http://rkc.lviv.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=2303%3Al...

перевод: РКЦВО.ру