Едины во Христе в году Веры. Встреча епископов восточных католических церквей. Загреб – Крижевцы, 22-25 ноября 2012

В этом году по приглашению епископа Крижевецкого Николы Кекича и под патронатом Совета Епископских Конференций Европы (CCEE) католические епископы восточного обряда собрались в Хорватии, в Загребе и Крижевцах. Во встрече участвовали порядка 60 человек – епископы и эксперты. В ходе встречи епископы обсуждали вклад восточных католических церквей во вселенскую миссию Церкви в свете Второго Ватиканского Собора, новую евангелизацию и Год Веры. Они также выразили свою признательность Римскому Первосвященнику за его постоянную поддержку, благодаря которой литургическая, богословская и культурная традиция восточных католических церквей становятся духовным богатством всей вселенской Церкви.

Ежегодная встреча восточных католических епископов открылась в хорватской столицы торжественной мессой латинского обряда, совершенной кардиналом Йосипом Божаничем, архиепископом Загребским, в сослужении апостольского нунция в Хорватии монс. Алессандро Вито Д‘Эррико и епископов-участников встречи. «Таким образом, - отметил владыка Никола Кекич, епископ Крижевецкий, выступавший в роли хозяина встречи, - мы хотим дать свидетельство Единой, Святой, Вселенской (то есть Католической) и Апостольской Церкви, видимым Главой которой является папа римский». Чтобы подчеркнуть узы, соединяющие Хорватию с другими восточными традициями Европы, в мессе были использованы литургические книги на старохорватском языке, записанные глаголицей – старейшим славянским алфавитом, восходящим к просветителям славян святым братьям Кириллу и Мефодию, сыгравшим важную роль в евангелизации славянских народов в IX веке.

Греко-католическая Церковь в Крижевцах

В 2012 году местом очередной встречи была выбрана Хорватия, празднующая 400-летие обновления союза между хорватской греко-католической церковью и римским Апостольским Престолом, известного как Марчанская уния (по названию города Марча – Marča).

Крижевецкая епархия входит в состав Загребской Архиепархии Католической Церкви, ее центром является город Крижевцы, расположенный примерно в 40 км от Загреба. Кафедральным храмом епархии является собор Пресвятой Троицы в Крижевцах. В настоящее время епархия объединяет 44 прихода. В прошлом юрисдикция крижевецких епископов распространялась на территорию Югославии (Хорватия, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина). После образования на территории бывшей СФРЮ ряда независимых государств в 2001 году был создан отдельный Апостольский Экзархат для греко-католиков Македонии, а в 2002 году – Апостольский Экзархат для Сербии и Черногории. Сегодня епископ Крижевецкий окормляет греко-католиков Хорватии, Боснии и Герцеговины и Словении. То есть пастырская работа ведется на территории трех стран с представителями трех народов (хорваты, украинцы, русины), принадлежащими к трем традициям (хорватской, галицкой и закарпатской). Епархии насчитывает примерно 22 ооо верных католиков.

Встречу открыл кардинал Петер Эрдё, Председатель Совета Европейских Епископских Конференций (CCEE) – это континентальное объединение католических епископов в течение ряда лет активно поддерживает встречи восточных католиков. В своем слове вл. Петер еще раз обратил внимание на важность такого рода мероприятий, «создающих условия для общения и свидетельства веры» и особенно подчеркнул совместные обязательства содействовать тому, чтобы традиции восточных католических церквей «все больше знали и любили верные миряне и клирики во всем мире».

II Ватиканский Собор – вклад восточных отцов Собора

В текущем году Церковь вспоминает 50-летие открытия Второго Ватиканского Собора. Монс. Димитриос Салахас, апостольский экзарх для католиков византийского обряда в Греции, предложил вниманию участников встречи свои размышления о вкладе восточных отцов Собора. Среди 2200 Отцов Собора более чем 200 были восточными католическими епископами. Их вклад был значителен, как на подготовительном этапе, так и в обсуждении и создании многочисленных соборных документов, в особенности следует отметить два декрета – Orientalium Ecclesiarum (о природе и миссии восточных католических церквей) и Unitatis Redintegratio (документ посвящен диалогу с другими христианскими церквями): оба они вдохновлены догматической конституцией Lumen Gentium (это один из четырех основных документов по вопросу обновления Католической Церкви в XX веке, ставший также и основой Кодекса Канонов Восточных Церквей).

В Загребе восточные католические епископы размышляли о воплощении в жизнь указаний Собора в своих церквях и о директивах, регулирующих отношения между церковью латинского обряда и восточными католическими церквями. Где в Католической Церкви мы видим сегодня реализацию соборной рефлексии об апостольских корнях восточных церквей, в особенности церквей патриарших (ср. Lumen Gentium, 23)? Какова роль восточных церквей в экуменическом диалоге, особенно с православными церквями (ср. Unitatis Redintegratio)? И какова пастырская забота епископов латинского обряда, принимающих в своих епархиях все большее число общин верных восточного обряда? Какова роль восточных церквей в диаспоре? Короче говоря, епископы, собравшиеся в хорватской столице, задавали себе вопрос о роли восточных церквей в «кафоличности» (вселенскости) Церкви через 50 лет после открытия Собора. Спрашивали и о том, как лучше показать этот вклад, памятуя, что в самой Католической Церкви до сих пор царит определенного рода невежество, касающееся литургических, богословских и культурных традиций восточных церквей.

Церковное законодательство – Восточные Церкви после II Ватиканского Собора

Вл. Цирил Василь, секретарь Конгрегации Восточных Церквей, в своем весьма ценном докладе осветил процесс претворения в жизнь Кодекса Канонов Восточных Церквей, обнародованного в 1990 году, и внимание, уделенное восточным церквям в последующих документах.

Этот Кодекс – уникальное явление в истории Церкви. Впервые восточные церкви получили корпус норм, основанных на древних канонах и введенных в жизнь властью Римского Первосвященника. Кодекс стал плодом интенсивного труда над источниками (речь идет о партикулярном праве отдельных восточных церквей) и долгого периода раздумий, которые в конце концов привели к созданию первой редакции кодекса (она никогда не была опубликована, поскольку преимущество получили итоги готовившегося в то время Второго Ватиканского Собора и рефлексия над ними (работа началась в 1929 году, после II мировой войны папа Пий XII обнародовал четырьмя motu proprio отдельные части Кодекса – прим. перев.). В 1972 году Святой Престол вернулся к идее отдельного Кодекса канонов для Восточных Церквей, была создана специальная комиссия, призванная разработать основные направления применения будущего Кодекса. Сами эти направления, как и Кодекс Канонов Восточных Церквей, также нашли свое отражение в ряде пост-соборных документов, особенно связанных с вопросами экуменизма или пастырства мигрантов.

В ходе встречи собравшиеся выразили свою признательность вл. Цирилу и Конгрегации Восточных Церквей за деликатную заботу о том, как Церковь может наилучшим образом выразить свою «вселенскость» в деле возвещения Благой Вести, даже встречая сложности, возникающие, когда различные церковные традиции и обряды сосуществуют на одной территории.

Синод по Новой Евангелизации и Восточные Католические Церкви

Епископ Орадя-Маре (Румыния), владыка Вирджил Берча, принимавший участие в недавнем Синоде Епископов по Новой Евангелизации, поделился своим опытом участия в Синоде, осветив вклад восточных синодальных отцов в дискуссии. Синод стал моментом общинного распознавания, призванного дать ответ на вызов времени – как возвещать Христа в современном социальном и культурном контексте. Особый вклад восточных церквей в дело новой евангелизации связан в первую очередь с их верностью делу свв. Кирилла и Мефодия и модели евангелизации, основными характеристиками которой являются провозглашение Евангелия, пронизанное и питаемое духовностью, литургия на народном языке и верность Римскому Первосвященнику. Это дополняется свидетельством, мученичеством многих епископов, священников и верных мирян. Это мученичество сегодня предстает перед нами как особый дар в эпоху антропологического кризиса, часто лишающего наших современников способности к самоопределению и принятию жизненно важных решений. Кроме того, восточные католические церкви оказываются лицом к лицу с этими глобальными явлениями еще и потому, что они ведут пастырскую работу среди мигрантов, что связано зачастую с поисками нестандартных решений в пастырской практике.

Катехизис УГКЦ

В ходе встречи Блаженнейший Святослав Шевчук, Верховный Архиепископ Украинской Греко-Католической Церкви, представил Катехизис «Христос наша Пасха», «книгу», в которой Церковь излагает ее учение по вопросам веры и нравственности. Впервые в истории УГКЦ получила свой собственный катехизис, плод десятилетнего труда, в котором участвовала вся Греко-Католическая Церковь. В 20-летнюю годовщину выхода Катехизиса Католической Церкви Украинская Церковь дала ответ выраженному в нем призыву к тому, чтобы отдельные церкви на его основе разрабатывали свои катехизисы, соответствующие местным нуждам и реалиям. По мнению владыки Святослава, задача Катехизиса, уже опубликованного в Украине, - помочь верным его церкви лучше познать веру во Христа и все полнее воплощать веру в своей жизни; защищать и развивать христианские традиции, восходящие к св. Владимиру; свидетельствовать о связях между христианской киевской традицией и вселенским (католическим) христианством; наконец, обновить и укрепить веру чад этой Церкви, их верность восточной христианской традиции и единству Церкви. В настоящее время завершен перевод Катехизиса на русский и английский языки.

В субботу, 24 ноября, представители восточных церквей встретились с Президентом Хорватии, г-ном Иво Йосиповичем, подчеркнувшим вклад хорватской греко-католической церкви в жизнь современного хорватского общества. Вечером того же дня они посетили национальный паломнический центр – базилику Богородицы в Мария-Быстрица.

Встреча завершилась в воскресенье 25 ноября Божественной Литургией в греко-католическом соборе Пресвятой Троицы в Крижевцах. Литургию транслировало национальное хорватское телевидение.

Встреча прошла в сердечной и дружеской обстановке, в духе молитвы, ежедневно совершались богослужения с участием верных греко-католического и латинского обрядов из местных общин.

В 2013 году встреча пройдет в Кошице (Словакия), с 17 по 20 октября, и будет приурочена к празднованию 1150-летия миссии свв. Кирилла и Мефодия в этой стране. Хозяином встречи будет влад. Милан Шаутур, епископ Кошицкий.

Источник http://www.eurocathinfo.eu/pls/ccee/V3_S2EW_CONSULTAZIONE.mostra_pagina?...