«Живой приход – место встречи с живым Христом»
Пастырское послание Блаженнейшего Святослава священнослужителям, монашествующим и всем верным Украинской Греко-Католической Церкви
Возлюбленные во Христе!
Введение
Господь наш Иисус Христос, возносясь на небо, обратился к своим ученикам с призывом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Этот призыв Христа благовествовать касается не только апостолов – первых учеников Христовых, он обращен к Церкви во все века, вплоть до конца времен. Осуществляя это поручение Божественного Спасителя, Украинская Греко-Католическая Церковь пять лет назад устами епископов, собранных на Священном Синоде, определила целью своего служения «Святость объединенного Народа Божьего». Святость – это дар Божий и призвание каждого христианина. «Ибо воля Божия есть освящение ваше», - напоминает св. Павел в Первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 4:3).
Чаще всего святость христианина зарождается, растет и созревает в приходе. Поэтому Синод Епископов УГКЦ в 2011 году, желая духовного обновления всей нашей Церкви, обратил особое внимание на приход – базовую единицу Народа Божьего, которая под руководством епископа, своего отца и наставника в вере, стремится к святости. Программа, которую утвердил Священный Синод, называется «Живой приход – место встречи с живым Христом», она призвана помочь всем верным нашей Церкви научиться «как должно поступать и угождать Богу» (1 Фес. 4:1), чтобы возрастать в святости и в единстве во Иисусе Христе.
Далее в этом Послании я бы хотел рассмотреть основные элементы, делающие приход подлинно живым.
Слово Божье
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга», - наставляет нас св. Павел в Послании к Колоссянам (Кол. 3:16). Через слово Божие мы узнаем Христа, встречаемся с Ним и вступаем в живые отношения с Ним. «Незнание Священного Писания - это незнание Христа», - говорил св. Иероним. Мы в наших приходах хотим подражать первым христианам, чтобы Слово Божье стало основой нашей церковного, приходского, семейного, общественного и личного бытия. Настоятельно призываю пастырей должным образом подготавливать на основе провозглашенного Слова Божия, чтобы это Слово становилось «живым и действенным» в жизни ваших прихожан, способным питать их, давать ответы на актуальные проблемы и вдохновлять их на служение.
Божье Слово должно принести видимые плоды в нашей повседневной жизни, ибо только соблюдающих это Слово Господь называет блаженными (ср. Лк. 11:28). В наших приходах не должно быть ни одной семьи, не имеющей Библии. Всех верных призываю читать Священное Писание ежедневно, участвуя в приходских библейских кружках (группах?) и молитвенно читая его дома. Еще одной незаменимой для нашего духовного роста книгой должен стать недавно опубликованный Катехизис УГКЦ «Христос – наша Пасха», учебник веры для всех верующих нашей Церкви: детей, молодежи и взрослых. Митрополит Андрей Шептицкий называл Катехизис фундаментом христианской жизни.
Еще раз хочу подчеркнуть, что каждый верующий обязан углублять познание истин веры на протяжении всей своей жизни, а у священнослужителей нет права уклоняться от передачи веры не только в проповеди, но и в катехитическом служении. Мы понимаем катехизацию как постоянный процесс вхождения в таинство Церкви, он затрагивает не только детей, готовящихся к принятию Святых Таинств. Без постоянной и непрерывной катехизации верных всех возрастов: детей, молодежи, взрослых и пожилых нельзя говорить о живом приходе. Напоследок подчеркну, что также, как и Священное Писание, Катехизис нашей Церкви должен быть настольной книгой каждого члена наших общин, так как он предлагает нам очень ценную помощь для правильного понимания и чтения Слова Божия.
Святые Таинства и молитва
Христианская жизнь основывается на Божьем Слове, а Пресвятая Евхаристия является ее источником и одновременно вершиной. Приходская община, собранная на Божественной Литургии, объединяется со своим невидимым Главой – Христом, и со всеми святыми и ангелами, созидая таинственное единение неба и земли, временности и вечности. Евхаристия, совершаемая законно рукоположенным священником в единстве со своим епископом и от его имени, является также временем созидания Церкви – Тела Христова, Главой которого является сам Господь. В нашей земной жизни нет ценнее времени, чем время Евхаристии. Поэтому каждый христианин должен почитать воскресение, день Господень, а участие в Святой Литургии должно считаться не повинностью, которую следует «отбыть», исполняя церковную заповедь, но принятием дара от самого Господа нашего, желающего встретиться с нами, чтобы наполнить нас своей благодатью и любовью. «Не можем жить без воскресенья!», - заявляли христиане первых веков и предпочитали мученическую смерть труду в воскресенье под давлением язычников. Этот лозунг должны сделать своим и мы, христиане XXI века, и настойчиво защищать святость и неприкосновенность дня Господня.
Члены живого прихода принимают живое участие в Святых Таинствах, регулярно, по возможности даже ежедневно, собираются на богослужения, чтобы прославить Небесного Отца, чтобы часто исповедоваться и принимать Святое Причастие. В живом приходе объединения верных мирян соединяют свою деятельность с молитвой, черпая из нее силу и вдохновение. Не менее важной является также наша частная молитва – личная и семейная, продолжающая церковную литургическую молитву. Наши приходы, и наши семьи, составляющие их, должны вновь стать школой молитвы для всех верующих.
Служение ближнему
Еще одним важным элементом, который выражает внутреннюю природу Церкви и обнаруживает, насколько живым является та или иная приход, - это диакония, служение любви, благотворительная или же «каритативная» деятельность. Это служение ближнему вытекает из нашего укоренения во Христе. Деятельная любовь к ближнему является призванием и задачей каждого христианина без исключения. Только вера, действующая любовью, ведет к спасению (ср. Гал. 5:6). В то же время вера без дел – мертва (ср. Иак. 2:26). «Все, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), - говорит Господь Иисус.
Оглянемся: как много в мире несчастья и нищеты, одиночества и печали, боли и страдания! Все эти болезненные явления нашей земной жизни приглашают нас деятельно любить, проявляя живую веру. Господь хочет открыть наши глаза на нужду мира, чтобы мы научились по-настоящему любить и являли Божью любовь нашим ближним: вниманием к ним, сердечным сочувствием, поддержкой, словом утешения и утешения, а главное, делами милосердия. Только тогда мы сможем считаться живыми христианами, а наши приходы станут местом, где заботятся о сироте, заступаются за вдову, помогают убогим и разделяют страдания с больными. Покажем же миру материнское лицо Церкви, став живым знаком присутствия Бога среди людей по слову св. Августина: «Если видишь любовь, видишь Пресвятую Троицу».
Руководство
Приход – это община верующих, под руководством епископа и пастырей осуществляющих свое призвание к единению с Богом-Отцом через Иисуса Христа во Святом Духе. Господь Иисус непрестанно действует в наших общинах через Святого Духа, ниспосылая Его дары ради развития и роста Своего Тела. Святой Павел учит об этом так: «И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-13). В Церкви руководство приходскими общинами доверено епископу, как главе и отцу. А каждый приход должен представлять собой организованную общину, где верные, ведомые своим настоятелем и в сотрудничестве с ним, служат друг другу тем даром, который получили от Господа.
Итак, власть в Церкви не является определенной административной функцией, прежде всего это – служение Богу и ближнему. На практике это означает, что в живом приходе должен действовать активный приходской и пастырский совет. Кроме этого, в приходе должны быть хорошо сформированные и зрелые сотрудники священника, которые будут помогать ему в катехизации, руководстве церковными братствами, в благотворительных учреждениях и организациях, в молитвенных группах. Одним из важных обязанностей руководителя приходской общины является распознавание Божьей воли и поиск наилучших способов воплощения ее в жизнь.
Забота о единстве и служение ему
Деяния святых апостолов показывают глубокое единство, существовавшее между членами первого общины Христовых учеников: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (4, 32). Это духовное состояние первой христианской общины можно выразить словом «общение / койнония», что указывает на единство, согласие и общность жизни. Быть Церковью – это значит находиться в общении Святого Духа, в благодати Господа Иисуса и в любви Бога Отца. Единство Церкви, таким образом, являет икону единства лиц Пресвятой Троицы. Это единство проявляется на разных уровнях: на уровне Вселенской и Поместной Церкви, епархии и отдельного прихода. Случается, что из-за нашей немощи и греховности мы не являем этого единства. Осознав это, все мы должны ценить и лелеять его, сохраняя полное общение с преемником апостола Петра – Папой Римским, с иерархией нашей Церкви, с местными епископами и пастырями, действующими от их имени.
Приход является общиной общин. В нем существуют различные молитвенные группы, братства и молодежные организации. Все они призваны укреплять единство и любовь между членами приходской общины. Поддерживая друг друга молитвой, обмениваясь Божьими дарами и сотрудничая в духе Христова служения, мы сможем воплощать в жизнь синодальную программу «Святость объединенного народа Божьего».
Мы не можем быть равнодушными к тому, что дети Владимирова Крещения ныне разделены и отчуждены между собой. Христос на Тайной Вечере просил Отцу Небесного за своих учеников: «да будут все едино» (Ин. 17:21). В свете этих слов Христа ныне желаю искренне попросить вас всех: помолимся о единстве Церкви, помолимся об объединении всех Церквей киевской традиции, а прежде всего, в духе Христовой любви постараемся избегать любых высказываний или действий, которые могли бы причинить вред нашим братьям и сестрам во Христе или оскорбить их. Хотя порой мы сами становимся объектами надругательства и притеснений, не поддадимся же соблазну отвечать злом на зло. Будем же подражать Христу, молившемуся за своих обидчиков, и руководствоваться наставлениями апостола народов: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).
Миссионерский дух приходской общины
Иисус Христос сказал своим ученикам: «Вы – соль земли ... Вы – свет миру» (Мф. 5, 13-14), - и тем самым призвал нас выходить за пределы нашей церковной общины, чтобы нести в мир учение Христово, чтобы преображать мир Христовым Духом. Обновленная Святым Духом церковная община уже своим существованием проповедует Христа, присутствующего в ней. Здесь уместно вспомнить одно из любимых выражений блаженного Папы Иоанна XXIII, что «приход – это "колодец посреди села", куда все приходят, чтобы утолить жажду». Желаем, чтобы наши приходы становились такими духовными колодцами, чтобы к ним тянулись люди и находили укрепление и силу, любовь и благодать, одним словом, спасение.
Возвращаясь к Господню призыву, которым мы начинали это Послание, заметим: Иисус Христос учит нас, что мы должны быть готовы свидетельствовать о Нем не только своей жизнью, но и словом. Сегодня нередко случается, что христиане стесняются исповедовать свою веру, молча, пассивно скрывают ее там, где нужно отважно отстаивать Церковь Христову и защищать права и достоинство человека. Наши пастырские инициативы, катехизация, Богослужение, чтение Слова Божия и т.д. должны сделать нас стойкими и непоколебимыми в вере, а также всегда готовыми «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (ср. 1 Пет. 3:15).
С особой признательностью и благодарностью хотел бы вспомнить сегодня тех священников и монашествующих, которые, руководствуясь миссионерских духом, несут пастырскую помощь нашим верным за пределами Родины, в частности, эмигрантам, а равно и тех, кто возвещает слово Божие заключенным, военнослужащим и всем, кто еще не познал и не встретил Христа. Вся Церковь должна поддерживать их и просить Святого Духа укрепить их в этом важном служении.
Дорогие во Христе! Слушая или читая эти строки, вы можете подумать: перед кем стоят эти столь важные и нужные задачи? Кто должен позаботиться о том, чтобы наши приходы были действительно живыми? Может, епископ? Может, наш настоятель вместе с другими пастырями? Может, в какой-то мере катехизаторы или люди посвященной Богу жизни, если их монастырь находится на территории прихода? Ответ на эти вопросы прост: за оживление прихода несет ответственность каждый из нас. Заповеди Христовы касаются всех без исключения верующих. Все мы созидаем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Поэтому все должны быть «живыми камнями» в здании нашего прихода, которое является воплощением этой Церкви в нашей местности.
Поэтому призываю вас всех: откройте двери своих душ и домов Христу, позвольте Его Святому Духу вас изменить, очистить и скрепить Божьей любовью! Приглашаю всех - мирян, монашество и духовенство - к обновлению нашего церковного бытия на родных землях и в эмиграции. Укрепленные Божьей благодатью и доверием к Его Святому Провидению, которое на протяжении веков ведет нашу Церковь, примемся же за труд!
Поручаю всех вас, дорогие во Христе, материнскому заступничеству Пресвятой Богородицы. Она, наша Небесная Матушка, да ведет нас к своему Божественному Сыну! Да молятся за нас святые покровители украинской земли, а особенно – блаженные новомученики минувшего века. Они тяжко страдали, зачастую приносили наивысшую жертву – собственную жизнь, чтобы наша катакомбная Церковь была действительно живой и давала жизнь. Их пример и их покровительство да будут для нас знаком надежды и залогом Господнего благословения в нашей работе.
Благословение Господне на вас!
+ СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
2 декабря 2011 года Божьего
источник: официальный сайт УГКЦ
перевод: официальный сайт РКЦВО
- Войдите на сайт для отправки комментариев