Быть с Великим Богом

Проповедь о. д-ра Бориса Гудзяка, ректора Украинского католического университета, перед началом Синода епископов УГКЦ (Львов, собор Святого Юра, воскресенье, 20 марта 2011 года)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Слава Иисусу Христу!

… Как мы слышали, сегодняшнее евангельское чтение второго воскресенья Великого поста (Мк. 2, 1-12) об исцелении расслабленного рисует удивительную сцену: Иисус учит в доме, в который сошлись множество заинтересованных слушателей. Друзья, которые несли парализованного к Учителю с надеждой на исцеление, вносят больного через крышу, прокопав потолок над местом, где был Господь. Исцеленный, взяв постель, выходит - уже, наверное, через дверь, - а присутствующие «изумлялись все и прославляли Бога, говоря: мы никогда ничего подобного не видели».

Вообще, чтения суббот и воскресений Великого поста, как и сам Пост, в первые века христианства были направлены на подготовку катехуменов к таинству Крещения, то есть на воспитание новых членов Церкви, которые на Пасху радостно погружались в Воды новой жизни. Великий Пост - это возвращение к тем основам, которые мы усвоили или должны были усвоить, становясь христианами. Поэтому сегодня, во время Великого поста и накануне Избирательного Синода, надо обратить внимание на основное в нашей с Вами спасительной вере.

Суть христианской, духовной и церковной жизни – быть с Богом. Наши духовные практики, молитва, дела милосердия, пост, который мы сейчас соблюдаем, катехизация, обряды, Синоды – вся церковная жизнь направлена на то, чтобы помочь нам быть с Богом. И, наконец, не только церковно-каноническая, но и вообще человеческая жизнь имеет единственную цель – Бога. Он – источник всего, что мы имеем. Как сказал св. Павел в Ареопаге: «Ибо в Нем мы живем и движемся и существуем… Ведь мы Его и род (Деян. 17, 28)». Поэтому все, что мы переживаем, должно нас вести к Нему: быт, труд, отдых, любовь мужчины и женщины, рождение, рост, зрелость, старость, болезни, радость и печаль – во всем этом действует и присутствует Бог. Мы призваны быть с Ним. Даже наши грехи и падения, вопросы и смятение, разочарования и сомнения – это возможности стать паломниками на пути к Тому, Кто нас создал, даровал нам личность, свободу и творчество. Он таинственно, часто непонятно для нас, но конкретно призывает нас к общению и счастью быть с Ним.

Суть жизни – быть с Богом. Кто-то может сказать – это красивые слова, но их недостаточно, чтобы вместить все, присущее человеку. Наш недостаток в том, что мы часто не можем себе представить: собственно, а кто такой Господь. Кто Он? Кто на самом деле наш Бог? Мы ограничены в средствах познания – наши зрение, слух, вкус, осязание и обоняние, наши чувства, как и разум и дух, порою направленные вдаль и проникающие вглубь - имеют все же пределы. Радиус действия нашего ума и пространство нашей души сравнительно малы. Радиус Вселенной, по расчетам астрономов, - 46 миллиардов световых лет. Поэтому мы склонны наблюдения и ощущения, свои и других людей, наше восприятие самого Бога «втискивать» в те параметры, которые соответствуют нашему познанию.

Все, что не вмещается в наше ощущение и понимание, мы просто отрезаем. Мы просто не видим того, что превышает понятные нам ценности, и отрицаем это. Мы боимся всего великого, поэтому любой ценой пытаемся подогнать события и людей под свои представления, категории и размеры. Для нас порою становятся дискомфортными сравнения: тогда мы чувствуем свою неадекватность.

Наш опыт становится для нас основным критерием. Мы пытаемся отрицать то, что превосходит его или в него не вписывается, даже если в том наше счастье. Часто ли, на самом деле, мы можем радоваться, когда другому хорошо? Вспомним, как чувствовали себя евангельские работники, с утра трудившиеся в поте лица и получившие такую же плату, как и пришедшие в конце дня. Иисус учит нас, что Бог – щедрый Отец, а не бухгалтер, что Его благодать не ограничена человеческим пониманием справедливости. А нам почему-то бывает плохо, когда хорошо ближнему; и наоборот, когда у него беда, нам легче: «У меня горе, издохла коза, но ничего, у соседа издохла корова».

Господь не такой! Пророк Аввакум говорит: «Небеса покрыло величие Его, и славою Его наполнилась земля (3, 3)». Его доброта, милосердие, творчество и животворность безграничны. На Его пиру наши чаши переполняются.

Нам трудно принять большое благо, нам вообще сложно с величием, поэтому мы становимся атеистами перед лицом Великого Бога. Когда на реколлекциях в Ватикане проповедник высказал это утверждение, Папа Иоанн Павел II тихо кивнул головой в знак согласия. Великого Бога мы не воспринимаем. Не такой Бог нам нужен, не Господь Вселенной и Господин истории, а делец, который подходит к нашей конъюнктуре. Я боюсь Вседержителя, Который сполна жертвует Собой, ведь это и от меня требует большой жертвы. Такой Бог не по моему духовному карману – слишком дорого, слишком велика цена подражания Христу.

Величие дел Бога сбивает человека с толку. Израильтяне говорили: «Господи, зачем Ты вывел нас из дома рабства?» Им лучше и легче было в плену, с малыми возможностями, с малой свободой, с микро-ответственностью, чем быть с Великим Богом, Которого не они могли полностью принять. Взамен они создали кумира, и мы до сих пор творим себе кумиров, рукотворных идолов, подвластных нам, - золотого тельца или узкую конфессию, или же список правил (которые мы пишем под себя). Все это позволяет нам «сжать» таинство, его контролировать и им манипулировать, приспосабливая к нашему масштабу. Выгодно иметь своего бога, который всегда под рукой, на поводке, такой карманный и удобный, как мобильник, который можно извлечь из кармана - показать, похвастаться, при необходимости им (Богом!) сильно кого-нибудь по голове стукнуть – «На! Получай! Now we're talking! Теперь поговорим!»

Мы редуцируем таинство и Бога, а потому неудивительно, что теряем веру в Него. Проанализировав Бога, разложив все по полочкам, рассортировав по точным параграфам, мы удивляемся, что Бог стал для нас таким банальным, хотя и полезным. Его можно спрятать в законах, в праздниках, в праздновании седьмого дня, в каком-то уголке нашей жизни, в обрядах – и Он будет украшать мое имя, мою добрую славу, и подчеркивать мой "благородный" стиль. Мы его создаем из дерева, золота или серебра или из любых компонентов нашего воображения. Такой Бог – неодушевленный предмет, а я Его оживляю, когда сам захочу, наполняя содержанием, необходимым мне: обрядом, чтобы праздник был приятен, церковными канонами, личными или корпоративными планами и стратегиями. А живой Бог не хочет и не допускает, чтобы Его прятали или редуцировали: «Я славы Моей не дам иному (Исаия 48, 11)».

Вы скажете: «Отче, да ведь Вы сгущаете краски, мы с Вами не так уж плохи: мы ходим в Церковь, у Вас такие красивые ризы, мы святим кулич, епископы исправно приезжают на Синоды. Что плохого в том, что Бог –мой талисман, что я – человек, которому важна моя национальность, что у меня Богородица в вышитой сорочке, что я хожу в украинскую церковь и молюсь на своем языке? Разве Бог не украинец с паспортом УГКЦ – то есть мой и ваш Бог – разве Он не такой, как Вы и я?»

Видимо, не вполне.

Бог живой и величественный. Ни полочка, ни карман, ни конфессия, ни обряд, ни сан, ни ум, ни наша душа для Него не становятся тесной оберткой. Вселенная, которая, как мы уже сказали, по предположению астрономов простирается на 46 миллиардов световых лет от точки, где мы находимся, на восток, запад, север, юг – то, чего мы не можем постичь, - лишь пылинка на деснице Вседержителя. Ибо «мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия (говорит нам книга Иова 37, 23) ».

Мы исповедуем в Символе Веры, что наш Бог предвечно рождает Сына и с Ним общается в совершенной любви Святого Духа. Бог-Сын, Слово Божие, творит небо, землю и все, что в них, творит каждого человека по образу и подобию Бога – миллиарды мертвых, живых и еще не рожденных, призванных к жизни извечной Любовью. И неповторим рисунок на наших пальцах и ладонях. Каждый из нас – ручной работы (hand made by God; made for heaven!) Каждый наш пальчик Бог с улыбкой целует, благословляя нас творить в Любви. Исайя говорит сегодня каждому из нас, что мы близки и дороги для Него: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих. (49, 15 - 16) ».

Когда у нас что-то болит, когда нас тревожит смерть или стихийное бедствие, такое как в Японии, нам трудно поверить, что Бог велик и бесконечно добр. И тут наша задача (всех христиан и верующих под руководством пастырей и здесь присутствующих архиереев) – быть с Богом. Быть с Великим Богом. Не просто пребывать, но так, чтобы ближний видел это пребывание, наше доверие и уверенность в Нем, и захотел быть с Богом нашим.

Великие руководители видят перед собой Великого Бога. Их не привлекают и поэтому не могут утомить и разочаровать мелкие, рукотворные идолы. Митрополит Андрей имел масштаб, потому что в молитве он предстоял перед могучим Провидением. Стоял уверенно и бесстрашно, действовал спокойно и взвешенно, ибо полагался на надежную руку Великого Бога. Как и прежде, Давид сегодня, вероятно, повторил бы: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он… укрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною (Пс 23)». Ни опустошения мировых войн, ни преследования, ни явная перспектива уничтожения Церкви, которую Митрополит Андрей видел перед смертью, ни сорокалетняя ответственность за миллионы душ, ни долгая изнурительная болезнь, что приковала его к инвалидному креслу, не причинила вреда его духу, ибо он всматривался в лицо Вседержителя. А взгляд Божий тихо вел его в глубину таинства, к истинной мудрости и к целительной, творческой деятельности, плоды которой мы пожинаем и сегодня.

1 мая папа Бенедикт провозгласит Блаженным Вселенской Церкви Иоанна Павла II, который руководил католической общиной 27 лет, разрушил коммунистическую систему, благовествовал в 129 странах и принес столько благодати и искренней радости на нашу спасенную Богом украинскую землю. Сколь велик его дар проповедничества! Сто томов энциклик, проповедей и поучений, мужество покаяться за грехи католиков, способность наладить диалог с культурой, искусством, наукой, молодежью, другими конфессиями, разными народами и различными расами, разными языками. Никто в истории человечества не встречался с таким количеством людей. Для каждого доброе слово, улыбка, даже шутка, благословение. Откуда столько сил, столько добра, откуда такое желание быть с ближними, даже со своим неудачливым убийцей? Ответ один: Иоанн Павел II имел постоянно перед собой Великого Бога. Он уверенно мог повторить слова пророка Аввакума: «Господь - мой Владыка, Он Сила моя (3, 19)». Он жил в таинстве, в мистическом переживании очарования вселенской красотой природы, достоинством человека, за которого Величественный Бог «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3,16).

Первомученик Стефан, Верховные апостолы Петр и Павел в неутомимой проповеди и перед собственной казнью, все апостолы, которые понесли Евангелие до края земли, славные святители, постники, аскеты и мистики, наши новомученики и исповедники, «великое облако свидетелей (ср. Евр 12, 1)», которых некоторые из Вас знали – а некоторые, наверное, и сами к ним принадлежат – все имели перед собою Великого Бога, Источник их жизни, их лидерства, дающего жизнь, их выдержки и выносливости, смиренномудрия и доброты. Особым образом перед Великим Богом с Его Сыном во Святом Духе предстояла Пресвятая Богородица. Свой дух, душу и тело Она открыла таинству Божества, став водительницей и животворной Матерью для всех нас, образцом для каждого, кто руководит, потому что прежде всего слушает, смиренно и жертвенно отвечает на парадоксальные предложения Великого Бога.

Все наши светлые предшественники, все святые, сам Христос ведут нас к Великому Отцу, чтобы мы присоединились к Его славе, чтобы мы были с Богом, как «род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет (1 Петр 2, 9) ».

Существует глубокое высказывание на английском языке: We become like the God we worship – Мы становимся такими, каков Бог, Которому поклоняемся. Если перед нашим руководителем, если перед архиереями и нами пастырями, перед всеми верными будет Великий Бог, то мы будем Великой Церковью с Великим Патриархом, «согражданами святым и своими Богу, возведенными на основании апостолов и пророков, а камень краеугольный – Сам Иисус Христос (Еф 2, 19 - 20)».

Сегодня, в это воскресенье, Бог, величие которого позволяет Ему умалиться и стать человеком, «приняв образ слуги (Флп 2, 7)», снова входит в нашу жизнь. Если вы все еще спите и не видите, то поднимите голову и посмотрите на крышу: в ваш дом несут Расслабленного! Его несут потому, что близко Иисус - наш Спаситель, о котором сегодняшнее чтение Апостола к Евреям говорит: «Ты в начале, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих: они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают, и Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся (1, 10 - 12)».

Этот Великий Бог ради нас становится малым, но не мелким предметом, а близким интимным Tаинством. Говоря молодежным сленгом – сегодня мы ощущаем величие Бога, и нам от этого величия срывает крышу, чтобы мы могли донести до Него свое увечье и чтобы мы могли видеть небо!

Сегодня, когда перед Священным Синодом стоит вопрос выбора нового Руководителя, Патриарха и главы нашей Церкви, для нас с вами есть только один критерий – быть с Богом. Быть с Великим Богом, устранив все возможные шоры и ограничения, открыть дух и сердце, расправить крылья, открыть окна и крышу ума, прокопать потолок нашей духовности, чтобы у нас царило таинство живого Бога – безграничного и необъятного Творца, который одновременно настолько же близок к нам, как и человек, стоящий сейчас рядом с нами в храме. Он здесь, среди нас, в Слове, что становится Телом. У Него сладкий вкус, и Его благословение подобно елею для наших потрескавшихся и израненных мыслей и чувств. В этих дни окружим молитвой наших архиереев, поддержим их своим постом, милостыней и молитвой – тремя главными добрыми делами, которые особенно нужно практиковать во время Великого поста. Обратимся к Богу. Он не оставит нашей Церкви. Именно Он успокаивает наших встревоженных верных, которые сейчас спрашивают: «Кто нас будет вести дальше?» Ибо Он – тот Бог, Который когда-то словами Исайи сказал своему Слуге (Сыну) и сегодня говорит будущему Главе нашей Церкви: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепым, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы. (42, 6 - 7)» .

Уже сорок дней вопросы лидерства в нашей Церкви окружает молитва. Желая быть с Богом, и только этого (ибо в этом – все), мы сопровождаем Синод, ожидая сошествия Святого Духа – Любви Отца и Сына. Сопровождаем с верой в великое призвание нашего народа, с верой в тайну вашей и нашей, такой маленькой, жизни, возлюбленной Богом.

… Маранафа! Гряди, Господи! Мы хотим быть с Тобой. Будь с нашими архиереями, даруй нам Патриарха, который будет всецело свидетельствовать о Великом Боге, о Его таинстве, мире, любви и безграничной радости. Аминь.

http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/ugcc_doc/41343/

сокращенный перевод с украинского