Социальное учение Католической Церкви

по книге Патрика де Лобье "Три града" и Компендиуму социального учения католической Церкви

Введение

Социальное учение католической Церкви основывается на жизненной практике и том понимании исторического процесса, которое было у самого Спасителя и его учеников.

Отцы Церкви утверждали равные возможности всех людей, если не в социальном, то в эсхатологическом смысле. По их мнению, на Страшном суде условием спасения будет деятельная христианская любовь. Они призывали к солидарности Римской империи, где рабы юридически не обладали человеческим достоинством.

Позднее богословы стали разрабатывать теорию справедливого государственного устройства, а Церковь начала переходить от скромной благотворительной помощи к гуманизации общественных институтов. Схоластами была разработана теория частной собственности как естественного права человека и семьи как основной единицы гражданского общества. Однако, по-прежнему, рассматривались вопросы нравственного разрешения отдельных социальных проблем.

Появление систематического социального учения Церкви связывают с появлением с энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» (1891). В ней, с позиций естественного закона, который постигается разумом и сверхъестественного Откровения с его заповедями и представлениями о Божьем плане спасения, разбирался насущный «рабочий вопрос».

2. Либерализм и социализм

Период традиционного общества закончился с наступлением капитализма, который принес новые научно-технические достижения – машинное производство, новые экономические реальности – финансово-промышленный капитал, новые формы эксплуатации – пролетаризацию и, наконец, новые виды мировоззрения – идеи либерализма и социализма.

Моральное учение католической Церкви, связанное с реалиями традиционного общества, не имело аппарата, готового к оценке этой многообразной новизны. После Французской революции идеи либерализма и социализма все в большей степени стали оказывать влияние на элиту и народные массы. Предшественник Льва XIII папа Пий IX осудил мировоззренческие основы либерализма – рационализм, за то, что оно порождает у человека религиозное безразличие и необоснованный оптимизм в отношении человека и человеческого общества.

XIX век, открывший новую культурную и религиозную эпоху, пребывает под знаком двух главных идеологических течений, либерализма и социализма, на которые откликнулись с противоположными, но не противоречащими друг другу мнениями два папы. Речь идет о Пие IX (1846-1878) и Льве XIII (1878-1903).

С первого же года своего понтификата Лев XIII серьезно занялся социальными вопросами и подверг острой критике социалистов, осудив их социальную программу как противную естественному праву и Откровению. Равенство людей, согласно Льву XIII, «основано на том факте, что все они имеют единую природу и призваны к достижению единого выдающегося достоинства Сына Божьего, а также на том, что всем была предложена единая и общая вера и каждого следует судить по одному и тому же закону и назначать ему наказание или воздаяние по заслугам» (I, 61). Но есть и «неравенство в правах и возможностях, которое исходит от самого Творца природы» (I, 61), неравенство, которое должно быть умеренным благодаря влиянию евангельского духа на волю к власти (libido imperandi) и на права и обязанности, регулирующие человеческие отношения. Конфликт между бедными и богатыми, вне трансцендентной перспективы и в отсутствие евангельских сил, приводит к «гнусному рабству» или анархии.

В то время большинство государств проявляли враждебность или, в лучшем случае, безразличие к Святому престолу. По мнению Папы, поскольку духовная власть для политической власти является тем же, чем душа для тела, то их разделение — это смерть. А жизнь — в их согласии.

«Rerum novarum» появилась примерно за полгода до первой марксистской программы, принятой немецкой социал-демократии. Критикуя социализм «Rerum novarum» не пощадила и его брата-соперника, капитализм. Оба произросли из одной основы, из эпохи Просвещения, когда от религии отказались, человек был объявлен добрым, а общество — злом.

Неравенство, против которого выступает социализм, само по себе не является злом. В гражданском обществе все не могут подняться на один и тот же уровень. Естественные положения, порождающие различия, являются благом для общества и должны позволить каждому развиваться не в изоляции, а в общении с другими. Искупление дает возможность принципиального спасения, не изменяя при этом мгновенно положения каждой отдельной личности.

3. Тоталитаризм

После кровавой первой мировой войны в 1917 г. в России произошел переворот, было создано советское государство. Режим опирался на марксистскую теорию классовой борьбы, был непримирим к религии и с самого начала использовал практику массового террора. Процессы формирования тоталитарных режимов происходили и других странах.

Папа Пий X прекрасно понимал, что к началу XX века христианство и особенно Католическая церковь понесли урон от мощных сил, которые на протяжении всего XIX века собирали умы вокруг великих идеологий, воодушевлявших массовые организации, вдохновлявших правителей и создававших новое, постхристианское сознание. Пий X призывает христиан глубже укоренять Царство Божье в человеке, семье и обществе, не связывая католицизма какой-либо определенной формой правления.

После мировой войны по инициативе государств победителей было создано первое международное сообщество, Лига Наций. В своей первой энциклике (Ubi Arcano, 22 декабря 1922) Папа Пий XI излагает условия примирения в мире, глубоко потрясенном Первой мировой войной и русской революцией. Царство Христово необходимо, но не как следствие, а как условие мира на земле. Важны правила международных отношений, регулирующие, в том числе, и роль государственной власти.

Воспитание является одной из тех областей, где Пий XI особенно настаивает на субсидиарном (вспомогательном) характере государства, видя в Церкви «святилище» воспитания. Воспитание и брак — две определяющие сферы, как для личности, так и для общества, а также главное условие Царства Христова.

Основные черты общества, подлинно гуманного благодаря вкладу христианства, Пий XI наметил в энциклике «Quadragesimo anno» (15 мая 1931), обнародованной во время экономического кризиса, по причине которого, в немалой степени, и началась Вторая мировая война. Рыночная экономика сама по себе не ставится под сомнение, из естественного закона вытекает, что собственность — естественное, незыблемое право, принадлежащее всем. Частная собственность тем самым превращается в средство раскрытия возможностей человека, равно как и в действенный инструмент процветания, но целью экономической жизни является не изобилие, а «надлежащее развитие личности ее участников». Папа осуждает «мир, в значительной степени впавший в язычество». Без влияния Евангелия плюрализм становится индивидуализмом, единство переходит в тоталитаризм. Богатство усиливает нищету.

4. Вторая мировая война

Страны свободного мира не смогли в Европе объединиться перед лицом тоталитарной угрозы объединившихся СССР и Германии.

Выступая против расизма немецкого национал-социализма, Папа Пий XII обращает внимание на характер первохристианской общины и равенство разумной человеческой природы у всех людей. По Св. Писанию государство должно служить личности, поэтому такого усиления власти можно избежать, признав естественный закон, который возвышается над национальными законами

5. Холодная война и создание мировой системы социализма

7 сентября 1955 г., выступая перед участниками X международного исторического конгресса, Пий XII сказал об отвержении коммунизм как общественную систему в силу самого христианского учения, неприятия его как установления Промысла Божьего. Поэтому конвергенция, взаимослияние, антагонистических систем чисто техническими средствами невозможна.

Понтификат Иоанна XXIII проходил под знаком согласия между классами, народами, цивилизациями и религиями в 60х годах ХХ века. Два основополагающих документа этого понтификата: «Mater et Magistra» (1961) и «Pacem in terris» (1963).

«Социализация — одна из отличительных особенностей нашей эпохи. Она представляет собой постепенное усложнение отношений в общественной жизни и включает различные формы жизнедеятельности, связанные со становлением юридических институтов. Это явление подкрепляется многими историческими факторами, среди которых необходимо учитывать научно-технический прогресс, рост производительности труда, повышение уровня жизни населения». Поэтому надо практически заботиться о роли общественных организаций и их обязательной автономии по отношению к властям. Только при этих условиях могут возникнуть подлинные сообщества, с членами которых «будут считаться и обращаться как с личностями», реально способными взять на себя ответственность.

После промышленной революции возникло невиданное ранее явление: постоянный прирост производства и накопление материальных средств в странах, идущих по пути индустриализации. Никто, кроме Церкви, не высказался критически по поводу надежды на экономический и научный прогресс.

Одна из самых оригинальных частей «Pacem in terns» — это, конечно, страстное выступление в защиту всеобщего блага и необходимости власти во всемирном масштабе, обладающей «действенными средствами для движения к общему благу» без применения силы. Основанная в 1945 г. ООН упомянута как пример, но при условии, что она будет обладать средствами, которые позволят ей гарантировать «действенным образом права человеческой личности».

В ходе Карибского кризиса в начале 60х годов мир оказался на грани термоядерной войны. Церковь указывает на абсурдность и аморальность применения и накопления оружия массового поражения. 7 декабря 1965 г. Павел VI и епископы, собравшиеся со всего мира на Второй ватиканский Собор, подписали пастырскую Конституцию о Церкви в современном мире. «Gaudium et Spes». В документе были подытожены все упомянутые выше социальные взгляды Церкви.

В 1967 г. весь мир был охвачен модернизацией и вызванными ею потрясениями: «социальный вопрос стал всемирным». Даже сельские районы оказались затронуты кризисом в связи с ростом населения, и массы людей голодали, в то время как промышленные страны уже в течение двадцати лет переживали небывалый рост: реальные доходы увеличились вдвое на протяжении жизни одного поколения. Для исправления этой несправедливой ситуации Церковь предлагает не техническое средство, а шкалу ценностей, позволяющую отличать рост (количественный) от развития (качественного).

Церковь, возглавляемая Папой Павлом VI, предлагает создание всемирного фонда помощи развивающимся странам, ввести благоприятствующие условия торговли для бедных стран. Призвав к «диалогу между цивилизациями», Павел VI подчеркнул необходимость власти мирового масштаба, «способной эффективно действовать на юридическом и политическом уровне».

Подлинно всемирная цивилизация переживает период созревания, соответствующего индустриальной эпохе, которая представляет собой один из этапов «свободного движения человека к своему сверхъестественному концу».

6. Падение железного занавеса и постиндустриальная эпоха

Иоанн-Павел II предпочитает говорить не о естественном законе, а о правах человека, которые могут быть установлены нравственной инстанцией — общественным мнением, или политической — ООН: «право на жизнь, на свободу, на личную безопасность; право на пищу, на одежду, на жилье, на здоровье, на досуг; право на свободу слова, на образование и культуру, право на свободу мысли, совести и религии; право отправлять культ, лично или вместе с другими, как у себя дома, так и публично; право выбора семейного положения, право заводить семью и пользоваться всеми условиями, присущими семейной жизни; право собраний и ассоциаций; право на свободу передвижения и внутреннюю миграцию, право на гражданство и постоянное местожительство; право на участие в политической жизни и выборе политической системы для народа, к которому принадлежишь».

В условиях все возрастающей секуляризации мира Церковь ставит своей задачей христианизировать разные культуры, бережно сохраняя культурные ценности. Определение культуры, которое было дано II Ватиканским собором: «все, чем человек совершенствует и развивает разнообразные возможности своей души и тела; гуманизирует благодаря прогрессу нравов и учреждений социальную жизнь, как в семье, так и в обществе в целом; выражает, передает и на протяжении веков сохраняет в своих творениях великие духовные достижения и высочайшие устремления, способные служить прогрессу множества людей и всего рода человеческого» («Gaudium et spes» 2, II, 53).

Человеку недостаточно овладеть миром и обустроить землю, ибо «человек трудом не только преобразует природу в соответствии со своими потребностями, но и реализует себя как человек, а в некоторых случаях становится еще человечнее» (Laborem exercens, 9).

Резкое падение рождаемости в промышленно развитых странах с начала 60-х годов отражало изменившуюся позицию семьи. Например, в европейской «девятке» рождаемость снизилась с 18,3 на тысячу жителей в 1965 г. до 12,2 в 1977 г. В США количество разводов на тысячу жителей возросло с 2,5 в 1965 г. до 5,0 в 1977 г. и достигло 5,3 в 1980 г. Долгое время нестабильность семьи объясняли бедностью, что и сейчас довольно типично для многих стран третьего мира. Новым моментом является разрушение семейной структуры в обществе потребления как проявление дехристианизации европейской культуры.

7. Глобализация

Это процесс растущей интеграции национальных экономик, в сфере торговли благами и услугами и финансовых трансакций; в ходе этого процесса всё большее число субъектов выходит на глобальный уровень…Всё важнее становится роль финансовых рынков, масштабы которых, вследствие либерализации обменов и циркуляции капиталов, значительно выросли со впечатляющей скоростью, так что они позволяют субъектам перемещать «в режиме реального времени» из одной точки планеты в другую огромные капиталы. Это реальность многообразная и непростая для понимания, поскольку она разворачивается на различных уровнях и постоянно эволюционирует, следуя по трудно предсказуемым траекториям (КСУ 361).

Значение глобализации шире и глубже, чем только экономический аспект, потому что с ней в истории открылась новая эпоха, затрагивающая судьбу человечества (КСУ 16).

Если создание системы, получившей название «глобальный рынок капиталов», имело благотворные последствия, поскольку большая мобильность капиталов облегчила производителям доступ к ресурсам, то, с другой стороны, возросшая мобильность увеличила и риск финансовых кризисов. Существует опасность, что развитие финансов – а финансовые трансакции далеко опередили по объему реальные – будет всё более замыкаться на себе, теряя связь с реальной основой экономики (КСУ 368).

Глобализация не должна быть новым типом колониализма. Основные ее проблемы коренятся в духовной сфере. Социальные проблемы всё активнее выходят на планетарный уровень. Никакое государство уже не может противостоять им и разрешать их самостоятельно. Поколения современных людей на своем опыте убеждаются в необходимости солидарности и явственно ощущают потребность преодолеть индивидуалистическую культуру (КСУ 373).

С. Николенко