Официальная история католиков византийского обряда в России
© о. Ростислав Колупаев
РОССИЙСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА - Апостольский Экзархат для католиков византийского обряда (Esarcato Apostolico per i catholici di rito bizantino), церковь своего права, - образована на Соборе, созванном митрополитом А. Шептицким 28-31.5.1917 в Петрограде. На нем были рассмотрены следующие вопросы: принятие конституционных положений правового, канонического статуса, определены направления церковно-государственных отношений, богослужебно-литургическая сторона и дисциплина таинств, сохранение чистоты обряда от латинизации, разработаны нормы поведения клира, все это отразилось в соответствующих постановлениях. Папа Бенедикт XV подтвердил правомочность действий А. Шептицкого 24.02.1921 и утвердил поставленного экзархом протопресвитера Л. Федорова 01.03.1921, наделенного епископской властью с подчинением ему всех епархии в пределах Государства Российского за исключением епархий Малой и Белой Руси в их этнографических границах. Временное Правительство России признало решения Собора.
Главной задачей РКЦВО было установление взаимопонимания с Российской Православной Церковью, которая освободилась от государственного контроля, нормализовала свое каноническое положение на Поместном Соборе 1917-1918, Л. Федоров находился в контакте с Патриархом Тихоном, с которым встречался 01.8.1921. А также он общался с др. православными иерархами, стремился к сближению с духовенством, старался распространять здравые идеи о католичестве. В крупных городах России на приглашение восточных католиков с радостью откликались православные, совместно организовывались съезды, читались рефераты, устраивались беседы и диспуты.
С начала существования РКЦВО ей материально помогала Римско-католическая церковь, собственные церковные структуры российских католиков возникли в Москве, Петрограде и др. городах, в 1922-1923 в результате открытого преследования со стороны атеистического государства, деятельность Католической церкви была вообще запрещена, духовенство и миряне физически уничтожены в результате репрессий, церковное имущество утрачено, 05.12.1922 все католические церкви, как латинского, так и византийского обряда были закрыты, а немногим позже экзарх был арестован и осужден на 10 лет, 12.11.1923 - арестована игуменья Екатерина Абрикосова с сестрами доминиканского монастыря византийского обряда в Москве. В 1956 на свободу вышли оставшиеся в живых сестры абрикосовской общины Н. Рубашова и В. Городец, они вернулись в Москву. В. Кузнецова и С. Эйсмонт поселились в Вильнюсе.
16.02.1931 был арестован вице-экзарх Сергий Соловьев, назначенный на этот пост в 1926 епископом Пием Неве, к нему применялись незаконные методы дознания, в результате чего повредилось его психическое здоровье, до своей кончины в 1941, С. Соловьев находился на принудительном лечении в Казани.
В 1932 к РКЦВО присоединился архиеп. Варфоломей Ремов, в 1933 Рим утвердил его с титулом архиепископа Сергиевского. На квартире В. Ремова проходили встречи с участием иерархов Патриаршей церкви митроп. Арсения (Стадницкого), Анатолия (Грисюка) и др., где обсуждался вопрос о заключении союза с Римом с целью преодоления церковной смуты. В феврале 1935 В. Ремов был арестован и, спустя несколько месяцев расстрелян за связь с Ватиканом.
С 1935, после смерти Федорова РКЦВО осталась обезглавленной. Следующим экзархом 09.10.1939 стал игумен студитов Климент Шептицкий, его назначил митроп. А. Шептицкий во Львове, что получило подтверждение Папы Пия XII 22.12.1941.
Учитывая обстоятельства военного времени, практические возможности по управлению РКЦВО были ограничены, деятельность экзарха была сведена к теоретической и подготовительной работе. Анализировалось положение религии в СССР в целом, церковно-каноническое и государственно-правовое состояние Православной Церкви, несвобода в вопросах внутренней жизни, разрушение церковных институтов; проблема расколов и сект; религиозная грамотность народа, возможности катехизации и религиозного просвещения; велся сбор сведений о мучениках и исповедниках веры; изучались перспективы церковного единства. В 1941 было внесено территориальное уточнение экзархата - этнографическая Великороссия, Финляндия и Сибирь, в 1942 предлагалось произвести разделение на российский и сибирский экзархаты. На территорию СССР с миссионерскими целями был послан вице-экзарх Виктор Новиков, которого вскоре арестовали, 01.5.1951 экзарх К. Шептицкий умер в тюрьме во Владимире. Таким образом, пост возглавителя РКЦВО оказался вакантным.
Дело РКЦВО продолжилось в центрах созданных в среде русской эмиграции, не связанных с ним юрисдикционно. В качестве Апостольского экзарха для России (Esarc ap. di Russia) упоминается, рукоположенный 21.12.1958 в сан католического епископа византийского обряда Андрей Катков, однако его юрисдикция фактически распространялась на русскую диаспору.
Возрождение РКЦВО происходит вслед за легализацией католических структур в России. В Сибири, благодаря вниманию римско-католического епископа И. Верта, ординария в Новосибирске было открыто несколько католических приходов византийского обряда. С 1992 римско-католический священник И. Свидницкий стал оказывать пастырскую опеку верующим греко-католикам, депортированным из Галиции, в 1995 в Омске был создан приход Покрова Пресвятой Богородицы, получивший юридическую регистрацию 30.6.1999. На этом приходе служит священник о. С. Голованов, до 2005 - декан Омского деканата. Зарегистрированными являются католические приходы византийского обряда украинской традиции в Новокузнецке и Прокопьевске, Кемеровской обл.; в славяно-византийской (российской) традиции совершаются богослужения в Саргатском, Омской области; духовно окормляемые религиозные группы существуют в Томске и Копейске, Челябинской обл.
В Москве первой официально признанной в качестве религиозной группы стала община свв. апостолов Петра и Андрея с 16.3.2000. Эта община создана священником А. Удовенко, до марта 1991 бывшего клириком РПЦ МП. Вторая московская община в честь св. митр. Филиппа создана в 1995, до весны 2002 ее настоятелем был итальянский священник о. С. Каприо. С 2001 о своем существовании заявили общины в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Отдельные верующие РКЦВО проживают в других городах России.
Часть духовенства, причисляющего себя к РКЦВО, 23-25.8.2004 собравшись на приходе свв. Кирилла и Мефодия в пгт. Саргатское, Омской обл., обсудив внутренние проблемы и перспективы церковного развития, обратилась к Папе Иоанну Павлу II с просьбой о нормализации канонического и административного статуса. В письме на имя Префекта Конгрегации для Восточных Церквей патриарху Мусе Игнатию I кардиналу Дауду от 26.8.2004 сообщалось о наличии в России 15 приходов и общин РКЦВО. Принятые документы были переданы в Рим 28.8.2004 через кардинала В. Каспера, находившегося в Москве по случаю возвращения Казанской иконы Божий Матери.
20.12.2004 Папа Иоанн Павел II назначил ординарием для католиков Византийского обряда в России епископа И. Верта, о чем объявил Апостольский нунций в РФ архиепископ Антонио Меннини 22.02.2005 в Новосибирске на встрече католических священников византийского обряда служащих на территории РФ.
Лит-ра: Annuario Pontificio, 1996. - р. 1146; 1990. - p. 873.; Василий, диакон ЧСВ. Леонид Федоров. - Рим, 1966.; Волконский П.М., кн. Экзарх Леонид Федоров (Некролог). - //Логос. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1993, № 48. - с. 10-45.; Книга памяти: Мартиролог Католической Церкви в СССР. - М., 2000.; Митрополит Андрей Шептицкий: Життя i Дiяльнiсть: Церква i церковна еднiсть. Т. I.- Львiв: Свiчадо, 1995. - с. 180, 331, 332, 356-359, 362, 363, 364, 367, 370, 369, 385, 384, 388.; Митрополит Андрей Шептицький і греко-католики в Росії. Кн. 1: Документи i матерiяли, 1899-1917. - Львів: УКУ, 2004.; Николаев К.Н. Восточный обряд. - Париж: YMKA-PRESS, 1950. - с. 60-64.; Парфентьев П. Мать Екатерина (А.И. Абрикосова). - СПб., 2004.; С терпением мы должны нести крест свой. - СПб., 2004.; //Слово истины. - СПб., 2004, №1-3, 2005, № 1.; Шкаровский М. Русские католики в Санкт-Петербурге. - //Символ,1997, № 38. - с. 83-145.; Юдин А.В. Леонид Федоров. - М.: Христианская Россия, 2002.