Карл-Хайнц ПЕШКЕ, S.V.D. Экономика в свете христианского социального учения
Проф. Карл-Хайнц Пешке S. V. D. (член Общества Слова Божьего) родился в Германии в 1932 г. и был возведен в сан священника в 1958 г. Он защитил диссертацию в 1965 г. в Академии Альфонсия в Риме. С 1968 по 1984 г. был профессором теологии морали в духовной семинарии в Тагайтай-Сити на Филиппинах. С 1984 по 1991 г. преподавал в Папском университете Урбаниана в Риме. С 1991 г. - профессор Высшей теологической школы Санкт-Габриэль под Веной. Он опубликовал среди других книг двухтомную теологию морали «Христианская этика», которая выдержала несколько изданий, а также вышла на итальянском и корейском языках.
Содержание
Предисловие
Введение
I. Смысл и цель экономики
1. Несовершенные взгляды и теории
2. Подлинный смысл экономики
II. Экономические теории и системы в свете Христианского учения
1. Либеральный капитализм
2. Марксистский социализм
3. Социальное рыночное хозяйство
4. Демократический социализм
III. Рыночная экономика на службе человеческих потребностей
1. Системная функция рынка и конкуренции
2. Предприниматель на службе общему благу
3. Этика потребителя
IV. Экономическая роль государства
1. Соблюдение принципа субсидиарности
2. Создание справедливых институтов
3. Приоритет интересов бедных
4. Социализация и земельная реформа
V. Международное экономическое сотрудничество
1. Международный экономический строй
2. Экономическое развитие и всемирная солидарность
Библиография
Предисловие
Бескровное восстание 1989 года против коллективистской экономической и общественной системы отчетливо показало миру, что эта система была построена на ложном представлении о человеке. Это было коренной причиной крушения этой системы — и экономической системы, и идеологии: веры в «нового человека», которого не существует. Об эту фундаментальную ошибку разбились все попытки спасти или обновить тем или иным способом подобные системы.
Со времен крушения коллективизма люди в странах Центральной и Восточной Европы, а также в развивающихся странах ищут новые модели экономического и общественного строя. Для такого строя имеет решающее значение христианский образ человека и его отношения к обществу, как это выражено и заявлено в Социальном учении Церкви.
Мы убеждаемся в этом благодаря тому, что все большее число стран заметно пытается ориентироваться на Социальное рыночное хозяйство, которое показывает в ФРГ результаты, признанные во всем мире. Это тот экономический строй, о котором кардинал Йозеф Хёффнер неоднократно говорил — он не знает другого строя, который обнаруживал бы в теории и на практике такую близость к Католическому Социальному учению. В нашей стране тоже необходимо порекомендовать вновь осмыслить тесную взаимосвязь религии и экономики, а тем самым духовные основы Социального рыночного хозяйства.
Предлагаемая книга профессора Карла-Хайнца Пешке вносит ценный вклад в это осмысление. Поэтому ей следует пожелать как можно более широкого распространения.
Епископ (ныне кардинал) д-р, д-р Карл Леманн
Председатель Германской Епископской конференции
Д-р Ханс Титмайер
Вице-президент Германского федерального банка (ныне бывший президент Германского федерального банка председатель попечительского совета Инициативы «Новое социальное рыночное хозяйство»)
Введение
Экономическая жизнь — это «одна из важнейших сфер, в которых мы живем согласно нашей вере, любим ближнего своего, противостоим искушению, исполняем Божественный план творения и завершаем наше освящение»3. Хозяйственная деятельность имеет фундаментальное значение для создания материальных условий человеческого существования. Многие мужчины и женщины осуществляют ее на предприятии, в поле, в учреждении или бизнесе, и все от нее зависимы. Как социальная действительность хозяйственная деятельность характеризуется кооперацией многих, хотя и через разделение труда, в совместном предприятии. Это предполагает общую цель и общий план действий.
Собственная функция экономики заключена в обслуживании; сама по себе она не имеет смысла4. Здесь вступают в игру моральные оценки. Следует констатировать возрастание уровня индивидуального и группового сознания, и не в последнюю очередь у самих представителей экономических наук, так что и эта область человеческой деятельности нуждается в моральной ориентации. В статичной экономике аграрного, или до-индустриального общества цель хозяйственной деятельности большей частью состояла в удовлетворении основных материальных потребностей человека. Поэтому вопросы далеко идущих целей, критериев и норм здесь кажутся излишними. Но динамичная экономика индустриального и постиндустриального общества однозначно выходит за пределы этих основных потребностей человека, и вопрос о ее дальнейших целях проявляется все сильнее и не может быть снят.
С самого начала индустриальное общество отягощено недостатками и несправедливостью разного рода. Однако следует констатировать, что не только в индустриальную эпоху, но «всегда, насколько мы можем судить по истории», были «неполадки социального характера»5. Более тысячи лет назад большая часть населения состояла из рабов. Крестьяне стали крепостными без свободы передвижения. Средневековые цехи весьма ограничивали хозяйственную активность своих членов и препятствовали смене ремесла. Лишь в процессе индустриализации возникло организованное выступление против несправедливости экономического строя. Этому, несомненно, способствовал совместный труд многих рабочих на предприятиях, что облегчало их эффективную организацию и согласованные действия. С тех пор во всех сферах общества растет реакция на справедливые и несправедливые условия в мире экономики.
Защищать идеалы справедливости — это задача теологии морали и этики. При этом ученые должны учитывать конкретные возможности определенной страны и ее народа. Например, в странах, где только начался процесс индустриализации, нельзя рассчитывать на такие же социальные достижения, как в развитых странах, располагающих большими ресурсами. Нельзя не учитывать и давние традиции. Возможно, они создали далеко не идеальные структуры, и, тем не менее, их нельзя резко менять, иначе не избежать повреждения социальных тканей и нарушения стабильности. «Теология морали не может игнорировать эти условности, если она хочет избежать искушения бесполезного "волюнтаризма" или наивного "утопизма" и неэффективного "пророчествования"»...
Источники:
http://www.ordosocialis.de/pdf/kpeschke/Wirtsch%20christl%20Sicht/wacsen...
- Войдите на сайт для отправки комментариев