На пути к католическому единству - Армянская Церковь
Самое начало
Истоки Церкви в Армении лежат в миссионерском труде святых апостолов Фаддея и Варфоломея. Именно они первыми принесли евангельскую весть на Армянское нагорье, и традиционно считаются отцами-основателями Армянской Церкви, ныне повсеместно называемой Апостольской.
Вера Христова приживалась в Армении с большим трудом. Миссия апостолов встретила жёсткое сопротивление язычников, и оба святых стали мучениками за веру во Христа. Св. Варфоломей погиб в Армении, а Св. Фаддей, несколько позже, там, где сейчас располагается государство Ливан.
Но труды Св. Апостолов не пропали даром. В 301 году нашей эры Армения стала первым государством мира, провозгласившим христианство своей официальной религией. Такой поворот событий стал возможен благодаря усилиям Св. Григория, называемого Церковью Просветителем. Св. Григорий, чудесно освобождённый от тюремных уз, убедил армянского царя отречься от прежних языческих верований, и воспринять Святое Крещение. Царь же, в свою очередь, с тех пор повелел всем своим подданным исповедовать веру во Христа. После этих событий Св. Григорий Просветитель стал первым официальным патриархом Апостольской Церкви Армении.
Разумеется, восприятие христианства армянским народом – процесс, который отнюдь не закончился в 301 году. Он был длительным, и продолжается по сей день – каждый день своей истории, насчитывающей уже более 1700 лет, христианство в Армении сталкивается с противодействием самых разных явлений, сил и идеологий.
Уроки истории
Расположение Армении на перекрестье различных торговых и военных путей сделало её вожделенной добычей для многих завоевателей. Ко времени восприятия христианства Армения уже перестала быть могущественным государством, некогда сокрушавшим мощь Римской и Парфянской империй. Напротив, её территория стала ареной борьбы между Римом и Персией, которые окончательно разделили Армению между собой в 387 году нашей эры.
Персии досталась большая часть Армении, а Риму (трансформировавшемуся к тому времени в Византию) – меньшая. Какое-то время персы-зороастрийцы мирились с христианским выбором Армении, но в 447 году персидский царь выдвинул Армении ультиматум – он потребовал, чтобы армяне отреклись от христианства и приняли зороастризм. Армянский народ ответил на это предложение войной, и в 449 году началось восстание против персов, которое охватило всю Армению. В 451 году произошла знаменитая Аварайрская битва – первое сражение в истории человечества, когда христианская вера защищалась силой оружия. Несмотря на многократное преимущество персов, армянским войскам удалось выстоять в этом важнейшем сражении, что и позволило Армении остаться христианской в будущем.
Тем временем, пока Армения пылала в огне кровопролитной войны, в небольшом пригороде Константинополя, Халкидоне, остальная Церковь решала богословский вопрос о количестве природ в Иисусе Христе. Существует несколько версий о том, почему именно большая часть Церкви Армении не приняла решений Халкидонского собора, но однозначен факт, что практическое единство Церкви было нарушено задолго до собора в Халкидоне, а события самого собора лишь только подтвердили и закрепили этот тезис.
Тем не менее, часть Церкви Армении, оставшаяся на территории, подконтрольной Византии, продолжила пребывание в евхаристическом единстве с престолами Константинополя и Рима.
Стремление к единству Церкви
Попыток восстановления церковного единства между Церковью Армении и Св. Престолом в Риме было множество – в этом контексте можно вспомнить различных деятелей Армянской Церкви в самое разное время. Это и армянские католикосы Езр в седьмом веке, и Св. Нерсес Благодатный в двенадцатом, и архиепископ Нерсес Ламбронаци, это и деятели Ферраро-Флорентийского собора (15 век). К восемнадцатому веку среди армян насчитывалось достаточно исповедников католической веры для того, чтобы Папа Бенедикт XIV мог специальной буллой создать отдельную иерархическую структуру для армян-католиков. Так в 1742 году образовалась Армянская Католическая Церковь, престол которой находился сначала в Эдессе, позже – в Константинополе, а сегодня он находится в Бейруте, Ливан.
Помимо официальной иерархии Армянской Католичекой Церкви, с начала восемнадцатого века существовует и армянский католический орден Мхитаристов, названный так в честь Св. Мхитара Севастийского. Этот орден располагается в Венеции, в монастыре на острове Сан Ладзаро дельи Армени (Св. Лазаря), который является одним из наиболее значимых центров армянской культуры в мире.
Но «ближневосточная» армянская уния была не единственным действенным проявлением единения судеб армянских христиан со Св. Престолом. Не менее примечательна и другая, Львовская уния, имеющая непосредственное отношение к украинским землям Галиции, Подолья, Волыни и Крыма.
Ещё после падения армянской столицы, города Ани, в конце одиннадцатого века, множество армян наши убежище на территории нынешней Украины, преимущественно в Крыму. Уже в тринадцатом веке значительное количество армян служило в войсках галицкого князя Льва Даниловича, а на территориях от Подолья до Галиции образовались значительные армянские поселения. На этих землях существовала и Армянская Церковь, чей архиепархиальный кафедральный собор располагался во Львове.
В 1630 году львовский армянский архиепископ Николай Торосевич торжественно провозгласил унию армянской архиепархии со Св. Престолом. Безусловно, этот шаг расценивался многими как отпадение от исконной традиции, и вызвал серьёзную оппозицию, которая была преодолена лишь к концу семнадцатого века. Однако, Львовская уния армян оказалась прочной и долговечной, и армянская католическая архиепархия Львова, подчинявшаяся непосредственно Святейшему отцу, просуществовала до самого момента её физического уничтожения коммунистическими захватчиками в 1944-ом году.
Наследники этой великой традиции, давшей миру, кроме прочих подвижников веры, светлые имена архиепископа Юзефа Теодоровича и инфулата-мученика Дионисия Каэтановича, ныне проживают в Польше, где некоторым армянам-католикам Галиции и Волыни удалось спастись от безжалостных преследований со стороны коммунистического режима.
В настоящее время армян-католиков традиции Львовской унии в Украине не осталось совсем, а особый, львовский обряд (узус) совершения армянской литургии не практикуется.
Наши дни
Армянская Католическая Церковь – Церковь «собственного права» в единстве со Св. Престолом в Ватикане. Предстоятелем Церкви является Патриарх – в данный момент это блаженнейший Нерсес-Петрос Тармуни.
После Геноцида армян, организованного османским и турецким правительствами в 1915-1923 годах, когда было зверски уничтожено более полутора миллиона армян в исторической Армении и вне её, армянский народ находил себе пристанище по всему миру. Очень значительно пострадала и Армянская Католическая Церковь – её чада внезапно оказались рассеянными в самых разных уголках планеты.
Современная Армянская Католическая Церковь насчитывает порядка полумиллиона верных, разбросанных по всему миру. Большая часть армянских католиков сконцентрирована в Армении и на Ближнем Востоке, но есть верные и в Грузии, и в России, немало их в странах Европы и Латинской Америки, есть армяне-католики в США и Канаде, безусловно, есть они и в Украине.
Литургия Армянской Католической Церкви практически идентична богослужебному обряду в Армянской Апостольской (Православной) Церкви, за некоторыми незначительными исключениями. Особенностью армян-католиков является то, что армянские священники служат полную литургию каждый день, однако, в будние дни литургия не пропевается, как обычно, а прочитывается.
Обычный армянский католический приход часто поддерживает армянскую школу – в армянской традиции образование и Церковь всегда шли рука об руку. Для верных в Диаспоре существуют различные культурно-просветительские проекты, такие, как обучение армянскому языку, армянской музыке.
Разумеется, Армянская Католическая Церковь ведёт широкую деятельность по катехизации крещаемых, а также занимается подготовкой священников в семинариях в Ливане, Армении и Италии.
Несмотря на трагические страницы истории и перипетии прошлого, армянские католики смотрят в будущее с искренней надеждой. Армянская Католическая Церковь прилагает большие усилия для того, чтобы углубить взаимопонимание и сотрудничество с Армянской Апостольской Церковью во славу Христа и на благо армянского народа, а также принимает участие в миссионерской деятельности Вселенской Церкви.
http://armcatholic.livejournal.com/53303.html
Специально для украинского интернет-журнала "Патрiярхат".
- Войдите на сайт для отправки комментариев