Роль Церквей восточного обряда в лоне Вселенской Церкви
Навстречу Синоду по Ближнему Востоку:
Какова роль Восточных Церквей в сообществе католических общин? С какими проблемами они сталкиваются? Об этом корреспондент миссионерского журнала «Пополи» («Народы») беседовал с секретарем Конгрегации Восточных Церквей Его Преосвященством Цирилом Василем – иезуитом, родившимся в Кошице (Словакия)
и убежденным, что католики недостаточно хорошо знают о традициях своей Церкви. «Нередко меня спрашивают, православный ли я, потому что совершаю Литургию по византийскому обряду», -- рассказал монс. Василь.
монс. Цирил ВасильКатолики восточного обряда составляют во Вселенской Церкви меньшинство. Их общины рассеяны по обширной территории – от Египта, Эфиопии и Эритреи до Ирака и Ирана; они есть в южной Индии и Ливане, в Палестине, Сирии, Иордании, Турции и Греции, на Кипре и в южной Албании, на Кавказе, в Македонии, Болгарии и других странах центральной и восточной Европы, где проживают католики-славяне и румыны византийского обряда. Эта территория охватывает и западные страны, где присутствует многочисленная диаспора верующих. Что касается цифр, Восточные Церкви насчитывают небольшое число верующих по сравнению с другими католиками: 20 миллионов на миллиард. И все же важность этой части верующих заключается в их способности представлять богатство традиции Вселенской Церкви в различных формах. С самых истоков христианства существовали различные обряды и церковно-административные единицы. После схизм, произошедших в первом тысячелетии по вероучительным, но чаще – по политическим причинам, появилась значительная часть Восточных Католических Церквей, пожелавших возобновить единство с Римом. Для латинского мира, привыкшего к единообразию, это было дополнительным стимулом -- благодаря иному богословскому и экклезиологическому подходу, не говоря уже о вопросах обряда. Эти общины стали знаком разнообразия в единстве одной веры.
Есть четыре различных типологии Восточных Католических Церквей: патриаршие Церкви, пользующиеся большой самостоятельностью в выборе Патриарха и епископов (Коптская, Халдейская, Армянская, Сирийская, Маронитская и Мельхитская Церкви); затем, Верховные архиепископии, имеющие те же законодательные полномочия, но решения которых требуют подтверждения Папы в том, что касается выбора главы Церкви. Епископов же они выбирают самостоятельно. К этим Церквам относятся Украинская и Сиро-Малабарская Церкви. Затем идут митрополии, обладающие меньшими полномочиями – Эфиопская, Сиро-Маланкарская, Румынская и Русинская Американская Церкви). Наконец, есть Церкви sui iuris – к ним относятся, в частности, Болгарская, Греческая, Венгерская, Словацкая Церкви, а также епархия, объединяющая бывшие югославские территории.
Конгрегация Восточных Церквей была учреждена Папой Пием IX в 1862 году как Восточный отдел при Конгрегации Propaghanda fide. Бенедикт XV в 1917 году преобразовал ее в отдельную Конгрегацию, которая получила Папский мандат содействовать росту Католических Церквей восточного обряда, гарантируя им права и сохранение литургического, дисциплинарного и духовного наследия различных традиций. Юрисдикция Конгрегации распространяется на епархии, епископов и духовенство, монахов и верующих восточного обряда точно так же, как в аналогичных областях компетентна Конгрегация епископов, Конгрегация духовенства, Конгрегация институтов посвященной жизни для латинского обряда. Существует тесная связь между Конгрегацией Восточных Церквей и Папским Восточным Институтом, основанным Святейшим Престолом и вверенным отцам-иезуитам. Его Главный Канцлер одновременно является префектом Конгрегации.
На предстоящем Синоде по Ближнему Востоку будут обсуждаться темы, всегда присутствующие в повестке дня Конгрегации Восточных Церквей: религиозная свобода, попираемая во многих странах, и рассеяние, угрожающее сделать еще более незначительным присутствие христианских общин в некоторых регионах. Вот уже 1300 лет ближневосточные христиане живут в ситуации меньшинства – демографического, политического и культурного. Они подвергаются дискриминации в политической и гражданской жизни. Это продолжается уже много столетий, с той лишь разницей, что сегодня их проблемы знакомы мировой общественности благодаря средствам коммуникации и тому, что миграция христиан не ограничивается ближневосточным регионом, но захватывает и Запад. В некоторых странах Востока христиан принимают, но церковные общины не имеют возможности расти, евангелизировать, миссионерствовать. К меньшинствам относятся толерантно, но они заключены в этнические или церковные гетто. Для самих общин осознание своего вселенства, осознание себя частью Католической Церкви помогает не впасть в уныние.
Благодаря глобальной миграции восточные католики распространились по американскому континенту, Австралии и Западной Европе. Встает вопрос о совершенствовании их пастырского окормления. Таким образом возникли экзархаты – в Англии, Франции, Германии, США. Местные латинские Церкви призваны принять их и помочь им вписаться в общественно-религиозный контекст страны, при этом проявляя особую заботу о сохранении их собственных традиций. К сожалению, во многих случаях восточные католики ассимилируются и полностью приспосабливаются к латинскому большинству. В Италии и Испании, где проживает много католиков-румын и украинцев, стоит особо безотлагательная задача помочь им возрастать в собственных общинах и при этом инкультурироваться. Обряды и юрисдикции могут существовать бок о бок, но необходимо изменить менталитет, чтобы каждый имел возможность сохранить собственную самобытность в новом контексте.
Католические Церкви восточного обряда играют важную роль в поиске единства с Православными Церквами. Решающее значение имеет их географическое положение. Экуменический диалог сделал значительные шаги вперед. Нередко этот прогресс объясняется прагматически: в единстве – сила. Речь идет о ситуациях, когда и католические, и православные общины оказываются в меньшинстве и чувствуют особую необходимость общего свидетельства христианской веры и сотрудничества.
Синод Епископов по Ближнему Востоку был созван Папой 19 сентября 2009 года, после его поездки на Святую Землю. Он вызывает большой интерес у общественности потому, что ближневосточный вопрос занимает важное место в геополитике. Но Церковь не претендует на то, чтобы решать политические проблемы. Как указывает тема, ассамблея нацелена на то, чтобы на Ближнем Востоке общины как восточных, так и латинского обрядов могли давать общее свидетельство, в единении с Папой и Святейшим Престолом. Предполагается пробудить у мирового сообщества интерес к положению ближневосточных Церквей. В этих странах трудно говорить о миссии в традиционном смысле этого слова – миссия воспринимается там как прозелитизм. Тем не менее, Церковь не может отказаться от миссионерства, пусть даже молчаливого. Оно может быть и более красноречивым, чем слова, благодаря жизни и свидетельству верующих.
19 января было опубликовано Рабочее пособие для ассамблеи Синода. Во время посещения Кипра Бенедикт XVI вручил этот документ пастырям ближневосточных Церквей. Но среди них не было монсеньора Луиджи Падовезе, убитого 3 июня в Турции.
«Церковь родилась именно так – через мученичество», -- поясняет монс. Василь. Турция – земля, где проходили первые Соборы, и католическое присутствие там в основном символично, ведь в формально светском государстве пастырская и миссионерская работа практически невозможна. Однако католическая община там является позитивным знаком, указывая на возможность существования религиозного разнообразия в лоне современного общества. Она напоминает другим Церквам об их культурной ответственности.
Рабочее пособие для Синода охватывает темы миссии и миссионерства, подчеркивает необходимость изучения миссионерами местных языков, обрядов и традиций. Если они этого не делают, то они идут против решений II Ватиканского собора и норм канонического права. Небрежность в этой области происходит от убежденности в собственном «превосходстве», в превосходстве латинской традиции, латинского обряда. Католики восточного обряда часто жалуются на подобное к себе отношение.
В документе отмечается также, что и восточные общины впитали в себя негативные аспекты секуляризации, а латинские Церкви, имеющие уже достаточный опыт в противостоянии этому процессу, призваны помочь Восточным Церквам пережить это столкновение с глобализацией.
Делается акцент и на том, что нельзя на исламский фундаментализм реагировать католическим фундаментализмом: нужны современные пастырские инструменты, поиск нового равновесия, которое, увы, пока еще очень шатко.
- Войдите на сайт для отправки комментариев