Блаженнейший Любомир. Размышления в предвыборное время
Счастлив народ, Господь которого — Бог.
(Пс. 144, 15).
Перед каждыми выборами, о каком бы уровне ни шла речь, мы обращаемся к верным нашей Церкви и ко всем людям доброй воли с несколькими призывами. Во-первых, с просьбой о молитве — за наше государство Украину и за счастливый исход избирательного процесса. Во-вторых, мы призываем верных нашей Церкви и всех, кто хочет наше слово услышать, не пренебрегать правом голосования. В-третьих, мы призываем всех, кто по характеру своей государственной службы несет ответственность за проведение выборов, обеспечить честное и беспрепятственное волеизъявление народа. Поскольку мы снова вошли в период подготовки к выборам, я хочу поделиться с вами, избирателями и кандидатами на выборные места, своими размышлениями по поводу этого.
В жизни христианского народа выборы — это очень важный государственный акт и как таковой, по нашему мнению и всех верующих людей, не должен происходить без обращения к Господу Богу, Властителю мира и истории. Крайне важно, чтобы мы поручили самих себя и все наше государство Его святому провидению. Для нас молитва имеет ключевое значение, поскольку такие важные исторические моменты (как и вполне будничные) мы не смеем проживать без молитвы к Богу. Общение с Господом Богом чрезвычайно важно в это время.
Поручать Богу наше государство и наш народ в предвыборное время — не значит требовать от нашего Творца, чтобы Он осуществил то, что мы, люди, считаем для себя полезным; чтобы Он принял наши решения, наши программы или наших кандидатов. Молитва в предвыборное (как и в любое другое) время означает, что мы передаем себя и всю нашу жизнь в руки Премудрого и Предоброго Небесного Отца, поскольку все, что происходит (а это значит, что исходит из Его добрейших Родительских рук), очевидно принесет нам пользу, даже если нам не нравится. Молитва — это не еще одно средство в избирательном процессе. Это акт доверия к Небесному Отцу, который все делает для добра своих детей и в своем всемогуществе умеет обратить в пользу даже то, что иногда может казаться нам неудачным.
Выборы — один из важнейших элементов народовластия, то есть демократии. Термином «демократия» легко злоупотребляют — помните, как пропагандисты Советского Союза убеждали весь мир, что это государство самое демократическое? И сегодня мы не всегда правильно употребляем этот термин. Многие государства с разными политическими моделями, и Украина в том числе, позиционируют себя как демократические. А что, собственно, такое демократия? Это такой государственный строй, при котором власть в государстве осуществляет народ — непосредственно или путем делегирования части власти выбранным представителям. Поэтому в основе народовластия находится сознательный, хорошо обоснованный и ответственный выбор свободных граждан. Каждое слово здесь имеет свою ценность и сущностное значение.
Европейская демократия родилась в Древней Греции и означает, что выбор со стороны народа является решающим фактором в правлении. Существуют разные формы правления: монархическая, республиканская, олигархическая и даже диктаторская. Все они имели место на протяжении истории, и сторонники каждой из них могут приводить более или менее положительные аспекты того порядка, который отстаивают. Некоторым даже кажется, что положительной формой является диктатура, поскольку обещает легкий и короткий путь решения жизненных проблем и этим привлекает непонятливых людей, что оборачивается очень плохими последствиями для всех. Демократия, построенная на праве выбора со стороны свободных и мудрых граждан,?является едва ли не самой сложной формой управления, но вместе с тем, если ее осуществлять добросовестно, самой продолжительной и справедливой.
Существуют две опасности для настоящей демократии: первая из них — это неуважение воли народа, а вторая — неуважение народом самого себя. Сегодня в Украине существуют обе опасности: избирательным правом народа пренебрегает как власть, так и сам народ, и в этом проявляется настоящий кризис демократии.
В это предвыборное время избиратели должны приложить все усилия, чтобы их голосование было осознанным, хорошо обоснованным и ответственным, поскольку это будет залогом настоящей, полноценной демократии. Поэтому каждому гражданину надо хорошо узнать кандидатов, которым он делегирует часть своей власти, осознать настоящие потребности своей местности, а также понимать и учитывать интересы всего государства. Каждый должен спросить себя: что он по мере своих сил может сделать для общего блага.
Многие в народе недовольны процессом выборов вообще, в которых не видят смысла. Так, недавно мне пришлось услышать из уст одного гражданина: «Мне все равно — я не буду голосовать». Больно осознавать, насколько безответственно такое отношение к выборам. Поскольку ощущение, что от моего выбора ничего не зависит, является следствием не какой-то ошибочности выборов вообще, а сугубо человеческих и греховных манипуляций. Но ведь злоумышленники манипулируют голосами избирателей именно потому, что видят в них силу! Поэтому ситуацию можно исправить не бойкотированием выборов, а ответственным голосованием за достойного кандидата. За право избирать наши отцы и деды, которые были сознательными гражданами, даже жертвовали своей жизнью. Пренебречь этим правом сегодня означает проявить крайнее неуважение к их жертве, а еще — пренебречь возможностью обеспечить своим потомкам достойную жизнь.
Голосованием человек выражает свою жизненную позицию, свои стремления, свои убеждения, свое видение будущего страны, в которой живет сам и в которой живут или будут жить его дети. Можно без преувеличения сказать, что, делая осознанный, зрелый, свободный и демократический выбор, постоянно и действенно участвуя в общественно-политической жизни, человек выступает сотворцом будущего своего государства. Поэтому равнодушным отношением к этому праву или же попиранием его путем потакания беззаконию и коррупционным действиям мы сами закладываем мину под наше будущее и наших потомков.
Поэтому наш выбор должен быть конкретным и ответственным. Это требует от нас, граждан, немалых усилий, потому что нужно найти силы на настоящее гражданское сознание, преодолеть свое равнодушие или свою лень, не поддаться соблазну продать свой голос за деньги, продовольственные подарки или за выгодную должность, забывая древнее предостережение: «Бойся данайцев, дары приносящих!»
Какие опасности подстерегают нас в общественно-политической жизни? Это прежде всего жажда денег. Ни для кого не секрет, какую разрушительную роль этот порок играет в действиях государственной власти. Люди, знающие политические реалии, утверждают, что жажда денег на местном уровне даже сильнее, чем на более высоких постах. Это означает, что верующий кандидат на политическую карьеру, который хотел бы превозмочь эту страсть, должен бы быть почти «героем». Однако пусть не сомневаются отважившиеся вступить в политическую жизнь, что таким действительно можно быть. Пусть они помнят, что собственно благодаря таким людям в городах и селах нашего государства может настать настоящее общественное благо.
Большое разрушительное влияние на эффективность и привлекательность выборов имеет и обман избирателей. Иногда создается впечатление, что главная мысль современного украинского законодателя направлена только на то, чтобы еще раз перекроить избирательный закон и этим обеспечить своей политической силе максимально выигрышные шансы. В ход идут попытки устранить опасных соперников и избежать честной борьбы, поскольку она может дать «непрогнозированные» результаты. Иногда в последний момент изменяются правила избирательного процесса, что ставит соперников в невыгодное положение. Все это не что иное, как обман избирателя. Обманом следует считать также нереалистические избирательные партийные программы, имеющие красивые «вывески», но осуществить которые практически невозможно.
Если Церкви и религиозные организации всегда предостерегают избирателей, чтобы не пренебрегали своим избирательным правом и не продавали свои голоса, то насколько большей бедой является купля голосов! Ведь это не только прямое преступление перед законом, но и подталкивание людей к греху. Так же преступна фальсификация результатов голосования, осуществляемая путем манипуляции с составом избирательных комиссий, разные «технологии» накручивания голосов за какую-то одну партию или кандидата, нечестный подсчет бюллетеней и т.д. Такая фальсификация искажает не только результаты, но и само содержание голосования. И даже если кому-то она и принесет временную «победу», на этом мнимом «успехе», очевидно, не будет покоиться Божье благословение, а потому плоды его будут мимолетными.
В ходе выборов (особенно уже после голосования) в различных сообщениях или статьях мы часто находим слова «борьба», «победа», «неудача», как будто речь идет о спортивных соревнованиях. После более внимательного прочтения возникает впечатление, что это сведения с линии боевых действий: кто-то победил и получил влиятельную или прибыльную должность; кому-то это не удалось, и говорят, что он потерпел поражение. Вся терминология имеет привкус упорного противостояния и соперничества. Однако если борьба действительно велась за должности и прибыльные позиции, то следует сделать вывод, что поражение потерпел весь народ, поскольку кандидаты боролись не за его благо, а за личные корыстные интересы. Все это свидетельствует об очень низком уровне духовной и политической культуры. Так ли должно быть? Конечно же нет! И здесь особенно красноречивы и ценны для нас те случаи, когда кандидаты, с Богом в сердце, пытаются занять политические должности и позиции, чтобы служить народу, а не заставить народ служить себе.
В местных выборах 31 октября среди многих кандидатов на должности или на депутатские кресла, наверное, немало будет людей верующих, в частности и грекокатоликов. К этой группе кандидатов я и хотел бы обратиться в завершение своих размышлений.
Каждый кандидат пытается сплотить вокруг себя как можно больше избирателей. Это вполне естественно, поскольку в этом и заключается цель всей избирательной кампании. Кандидаты ищут себе избирателей среди церковных людей, поскольку понимают, что среди всех общественных институтов именно к Церкви проявляется наибольшее доверие. Они также часто обращаются к священникам, представляясь верующими людьми, даже если их никто и не видел в церкви на богослужениях. Зная, насколько авторитетна для людей позиция священника, кандидаты просят его замолвить за них доброе слово перед прихожанами, а еще лучше — с амвона призывать их молиться за того или иного кандидата как за надежного человека. Высоко ценятся фотографии с группой мирян, еще больше — со священником, и более всего — с каким-нибудь епископом. Духовенство — епископов или священников — приглашают на свои избирательные вече или на партийные съезды с просьбой благословить, выступить с приветствием.
Что можно сказать о таких мероприятиях? К сожалению, все это граничит с использованием Церкви в своих политических целях. Можно допустить, чтобы поддержку в такой форме получал по-настоящему верующий кандидат, последовательно активный в церковной общине, но и это не всегда уместно.
Кандидаты, имеющие хоть какое-то понятие о ценности молитвы, вполне естественно сами молятся и просят других о молитве. Если эти просьбы искренние и исходят из внутреннего убеждения, они заслуживают похвалы. Совсем иначе следует расценивать поведение тех, кто обращается с просьбой о молитве к духовенству или монашеству, исходя из конъюнктурной пользы или из сугубо земного представления, что эти люди имеют какую-то особую, почти магическую связь с небом. И вовсе уж карикатурными в отношении к Богу являются утверждения о каком-то особом знамении или, можно сказать, персте Божьем в пользу какого-либо кандидата. Это уже на грани заигрывания с избирателями и с манипуляцией воображением глубоко верующих, хотя и малосознательных людей.
Свою приверженность религиозным ценностям те или иные кандидаты должны доказывать соответствующим поведением, поскольку именно в нем проявляется моральный облик кандидата. Не нужно бояться говорить о религиозных ценностях, не нужно стесняться быть религиозным человеком, ибо искренняя религиозность представляет огромную ценность, в частности и в политической жизни. Знаем из истории прошлого века, что после Второй мировой войны, Западная Европа экономически, политически, а главное духовно возродилась благодаря таким глубоко верующим государственным мужам, как Конрад Аденауэр, Робер Шуман и Альчидо де Гаспери. Сегодня Украина, которая еще находится в процессе возрождения после эпохи безбожья, нуждается в людях именно такого формата.
Мы гордимся тем, что украинская культура уходит корнями в христианство. Есть у нас большой христианский потенциал, и в этом заключается наша надежда на полноценное возрождение. Выше мы перечислили немало опасностей, подстерегающих нас в общественно-политической жизни. Они сильны как на местном, так и на общенациональном уровне, и каждый входящий во власть должен понимать, что, с одной стороны, получает большой шанс ответственно и созидательно заботиться об общем благе, но с другой — входит в «зону риска». Но все же не следует смотреть на призвание политика исключительно в категориях какой-то непреодолимой обреченности: многое зависит от самого человека и от его совести. Обуздать греховные страсти и искушения может каждый, а как христианин — каждый обязан это сделать.
Потому выборы и голосование должны стать для всех периодом праздничного воодушевления, когда народные избранники обещают служить народу верой и правдой, а люди одаривают своих избранников уважением и доверием. Тогда и будет над этим краем Божье благословение.
- Войдите на сайт для отправки комментариев