"...у меня есть моральная уверенность, что все эти люди действительно пострадали за веру "

 

В прошлом году Миссия «Постуляционного центра беатификации и канонизации святых УГКЦ» начала два новых процесса - о. Иеремии Ломницкого и о. Кирилла Селецкого. Кроме этого, Миссия занимается процессом 45 новомучеников (список приведен ниже), пострадавших во времена коммунистических преследований Украинской Греко-Католической Церкви. Этот новый процесс начался вскоре после того, как Иоанн Павел II в 2001 г. во время апостольского визита на Украину беатифицировал 27 украинских мучеников за веру – на сегодняшний день в честь этих блаженных уже освящены храмы. О ходе подготовки беатификации новых блаженных УГКЦ корреспонденту РИСУ рассказывает постулатор Миссии о. Роман Тереховский.

- Стало ли Вам легче работать – ведь когда вы вели предыдущий беатификационный процесс, вам приходилось нелегко?

- Мы нарастили потенциал, сегодня у нас больше технических возможностей, образованные сотрудники. Но стало сложнее: уходят свидетели, годы берут свое. А у тех, кто помнит, свидетельства зачастую отрывочны.

- Предыдущие процессы инициировала церковная власть. Что-то изменилось в этом отношении?

- На этот раз инициатива исходила уже не от епископов, как в предыдущих случаях. С просьбой начать процесс беатификации о. Иеремии Ломницкого обратилась Конгрегация сестер Служительниц Марии Непорочной: он был одним из основателей этой монашеской общины. Отец Ломницкий, монах-василианин, в свое время был очень известен в среде российских греко-католиков, - действительно мощная фигура в Церкви. Есть даже мнение, что Митрополит Андрей Шептицкий рукоположил его в 1914 г. во епископа, когда они оба находились в заключении. Эта хиротония не была документально оформлена, так как отец Иеремия вскоре умер в ссылке. Поэтому и готовится его беатификации как мученика за веру.

Другой очень важный процесс – о. Кирилла Селецкого – инициировали община сестер св. Иосифа Обручника. О. Селецкий был простым приходским священник (он работал на территории нынешней Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ) был внимателен к знакам  времени. Во многом именно благодаря ему возникают, в частности, конгрегации сестер св. Иосифа и сестер Служительниц. Эти общины ответили на потребность катехизации детей, работы в детских приютах. О. Кирилл сделал многое для образования, для нравственного и религиозного воспитания крестьян. В свое время о. Селецкий был живым свидетелем того, как в Риме в конце XIX в. работала педагогическая система дона Боско, и он попытался, применить ее в украинских реалиях, использовать в своей пастырской работе. В отношении этого Слуги Божьего готовится его прославление как праведника.  Это сложный и длительный процесс для него необходимо больше документов. Но отца Кирилла невозможно не отметить. Замысел начать процесс беатификации о. Селецкого вынашивал еще патриарх Иосиф Слипый. Так что это дело прошло испытание временем, как и идеи Слуги Божьего Кирилла: заботиться о воспитании детей, используя ненасильственную, неавторитарную педагогику.

- Среди 45 новомучеников есть некоторые, совсем близкие к нам по времени. Например, в 1980-х погибли Мария Шведа, священник Анатолий Гургула с женой. Наверное, над этим делам работать проще? ...

- Процесс о. Гургулы очень сложен в отношении доказательств. Ведь в те времена коммунистическая власть уже не вела себя так агрессивно, как прежде, когда доходило до физического уничтожения человека (тогда были разные оправдания – коллаборационисты, враги народа и т.п.). Потом стало нелогичным акцентировать внимание на УГКЦ, которая «самоликвидировалась». Перешли к другим методам – штрафы, тюремное заключение. Но были люди, которые перерастали условия подполья, и чья деятельность начинала набирать массовый характер.

- Таким был о. Гургула?

- Возможно, его деятельность не была такой массовой, но здесь надо понимать, что карательные методы были локальные – в одном районе власти были лояльнее, в другом – менее лояльны. Возможно, где-то еще все сложилось бы по-другому. Но что было – ненависть к вере, перешедшая в действие, и свидетельство веры священника. О деталях говорить трудно, но факт остается фактом: однажды дом священника загорелся. Свидетели утверждают, что священника и его супругу  связали, подвергли пыткам. Официальное следствие пришло к заключению: самосожжение. Можно подумать, что случилось ограбление, но в таком случае органы не преминули бы заявить: мол, подпольного греко-католического священника ограбили, значит было что воровать, нажился и т.п. А власти повела себя совсем иначе ...

- Еще в послевоенные годы была убита другая семьи священника, о. Теодора Нимиловича. Тогда же погибла домработница и ее ребенок. Может ли этот ребенок быть провозглашен блаженным?

- В данном случае скорее нет, ибо мы не знаем его имени. Это давнее дело. Но есть много детей мучеников. Все творения Божьи идут к спасению. А ребенок идет к спасению благодаря крещению. И вот на пути к спасению появляется препятствием. Есть факт объективный – ненависть к вере, и субъективный – ребенок нес в себе зародыш жизни вечной. Поэтому детей беатифицируют.

- В списке кандидатов на беатификацию есть и имя о. Андрея Бандеры. Не приписывают ли Вам политических целей?

- Все почему-то считают, что у этого дела есть политический аспект, и об этом спрашивают. Вся политика здесь в том, что отец Андрей, именно потому, что он был отцом Степана Бандеры, мог покинуть приход, покинуть территорию, которая попадала в зону оккупации. Люди из ОУН ценой собственных жизней обеспечили бы ему переход через границу. Но он сказал: нет, я остаюсь с моим приходом. Он был героическим человеком: сам после смерти жены воспитывал семерых детей и воспитал их достойными патриотами. И еще: отец Бандера является для меня ярким свидетельством того, что УГКЦ – Церковь этого народа, этой земли. Ни одна другая Церковь не имеет для меня таких примеров. Я могу не быть сторонником насильственных методов борьбы – но я склонен оправдывать людей, ставших заложниками сложившихся тогда обстоятельств.

- Скоро ли мы можем ожидать беатификации новых блаженных УГКЦ?

- В отношении многих Слуг Божьих мы уже собради необходимые доказательства, но в других делах нам не хватает свидетельств (и устных, и документальных), или в этих свидетельствах нет ясности. А при отсутствии живых свидетелей документы имеют исключительную ценность – нам нужно получить  или полноту картины, или доказательства, которые бы преобладали в определенных случаях. Не хочется обрезать список: у меня есть моральная уверенность, что все эти люди действительно пострадали за веру. Не хотелось бы терять ни одного из этих имен. Хотя и понимаю, что на их месте могли бы быть другие, не менее достойные.

- У каждого времени есть свои святые, в которых именно теперь есть нужда. Какие святые нужны сегодня нам?

- Меня радует возможность выбора. В сегодняшнем мире есть много микромиров: потому что большой мир глобализирован. Здесь у нас действительность одна, в деревне – другая, за границей Украины – третья. Поэтому каждый может выбрать то, что ему близко. Главное, чтобы это было в традициях живой веры. Надо, чтобы человек сам захотел молиться, а не потому, что кто-то сказал – этот святой помогает. Все святые помогают. Но надо свое сердце приложить, надо, чтобы вера была живой, надо помнить, что спасает нас Господь Бог, перед Которым мы должны ходить в чистоте и правде.

Беседовала Екатерина ЛАБИНСКАЯ

Львов, сентябрь 2010

оригинал материала: http://risu.org.ua/article_print.php?id=38048&name=interview&_lang=ua&#

перевод РКЦВО.ру

Список новомучеников УГКЦ

   1. о. Андрей Бандера
   2. о. Иосиф Бучинский
   3. о. Степан Венгринович
   4. о. Михаил Вовчик
   5. о. Августин Волошин
   6. бр. Марьян Галан ОНИ
   7. о. Николай Галянт
   8. о. Михаил Горечко
   9. о. Емельян Горчинский
  10. о. Иосиф Грицай
  11. о. Анатолий Гургула с женой
  12. о. Мартин Мартынюк
  13. o. Рафаил Хомин
  14. о. Иосиф Завадяк ЧСВВ
  15. о. Антоний Казновский
  16. о. Мариян Кашуба
  17. о. Даниил-Василий Киселевский
  18. о. Григорий Кметь
  19. о. Степан Кныш
  20. о. Петр Кордуба
  21. о. Порфирий-Петр Луцик ЧСВВ
  22. о. Петр Мекелита
  23. о. Теодор Нимилович с женой
  24. о. Павел-Петр Оленский ЧСВВ
  25. о. Петр Орос
  26. о. Михаил Осадца
  27. о. Иосиф Осташевский
  28. о. Петр Пастух
  29. о. Антон Рычакивский
  30. о. Иван Умный
  31. о. Владимир Слюзар
  32. г-жа Стефания Тарантюк
  33. о. Иван Татаринский
  34. Мать Моника Теодорович-Полянская ЧСВВ
  35. о. Григорий Хамчук
  36. о. Ярослав Чемеринский
  37. о. Степан Чеховский
  38. о. Владимир Чубатый
  39. г-жа Мария Шведа
  40. о. Иосиф Яримович
  41. о. Николай Косович
  42. еп. Дмитрий Яремко
  43. о. Василий Лончина
  44. о. Николай Щепанюк
  45. о. Иосиф Яримович