Паломничество в Харск

 

25 сентября группа католиков во главе с епископом Преображенской епархии (она представляет собой все католические приходы Западной Сибири) Иосифом Вертом совершила паломничество в Харск на могилу блаженных преподобных мучениц Олимпии Бида и Лаврентии Гарасимив.

Среди паломников были представители Кемеровской, Новосибирской областей, Красноярского края, города Томска, а в Харске к ним присоединились местные жители. Были две девушки из Польши, они занимаются русским языком в Томском педуниверситете по обмену. Были монахини: сестры матери Терезы, одна из них из далекой Танзании, сестры-служительницы Христа в Евхаристии, Конгрегации святого Иосифа Обручника Пречистой Девы Марии. В Томске они помогают социально незащищенным слоям населения. То есть, помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И не только в России, но и по всему миру есть такие католические миссии.

 

На трех микроавтобусах и нескольких легковых автомобилях добирались паломники до Харска. В пути не скучали, пели, у каждой паломницы и каждого паломника был сборник песен, прославляющих Христа и Пречистую Деву Марию, читали молитвы. А при подъезде к Харску колонна автомобилей остановилась, далее паломники последовали пешком к могиле сибирских великомучениц-монахинь.

 

В 1950 году монахини Олимпия и Лаврентия были арестованы и сосланы из Западной Украины в Харск. Жили в Харске вместе. Вначале во времянке, а затем купили дом и перешли туда. Работали летом на подсобном хозяйстве в леспромхозе, зимой одна ухаживала за скотиной, другая портняжила, к ней обращались, если нужно было рубашку сшить или платье. Жили тихо, в домике иконы на стенах, молились, пели божественные песни. И в ссылке крепко верили в Бога, молились не только за себя, но и за таких же, как они, репрессированных, сосланных в Сибирь. Верили сами, вселяли веру в окружающих.

 

Только недолго им пожилось на новом месте, 23 января 1952 года умерла Олимпия Бида, 28 августа этого же года скончалась Лаврентия Гарасимив. Известно, Нарым не Крым. Суровые климатические условия, самая примитивная медицинская помощь. Ссылка, увы, не туристическая прогулка, а неволя, насилие над человеком.

 

Похоронили их на местном кладбище. Жители Харска (в основном, это были спецпоселенцы) вспоминали монахинь-великомучениц добрым словом. А в 2005 году останки великомучениц эксгумировали и увезли на Родину. Католическая церковь причислила сестер Олимпию и Лаврентию к лику блаженных великомучениц. С помощью католиков приведена в порядок могилка, здесь установлен памятник. Он представляет собой большой католический крест и скульптуру Девы Марии.

 

А нынешнее паломничество свидетельство тому, что церковь не забывает мучениц за веру, и это место теперь святое. Потому и приезжают сюда католики. Когда паломники с молитвами пришли к могиле сестер-монахинь, отец епископ встал к ограде и замолчал. Задумался. Притихли паломники. О чем думал епископ у памятника? О тех, кто сумел выстоять и не сломился в самые тяжелые дни жизни? А может быть, вспоминал годы своей жизни в Казахстане, откуда он родом. На долю его родных, высланных в 30-е годы прошлого столетия в период коллективизации, выпало также немало испытаний... Пожалуй, в России мало семей, которых в той или иной степени не коснулись репрессии. В те годы через репрессии насаждалась диктатура страха.

 

Сестрам-монахиням Олимпии и Лаврентии в смертный час было всего 49 и 41 год. Возраст не старый. И как говорят в миру, еще бы жить и жить. Но в неволе, в чужом краю...

 

Они были непоколебимы в вере во Христа, эту веру не удалось сломить тогдашней богоборческой власти, вытравить лишениями сибирской ссылки.… На наших глазах святое место превращалось в храм под открытым небом. Загорелась лампада, в правом краю на красной ткани были размещены лики монахинь-великомучениц. По бокам походные сидения, которые заняли священнослужители. И паломники таковыми запаслись. И полились в таежной церкви молитвы и песнопения. И прозвучала проповедь, посвященная блаженным преподобномученицам. Владыка обратился к паломникам с искренними словами о тех, кто за веру положил самое дорогое - жизнь.

 

Позже в интервью отец епископ скажет, что такого рода богослужение взято с образца раннего христианства, когда в Древнем Риме, в катакомбах, на месте погребения мучеников за веру проводили подобный обряд.

 

Предоставили слово заместителю главы Молчановского района Юрию Салькову. Он выступил с приветственным словом к паломникам. В свою очередь владыка поблагодарил за содействие и помощь администрацию Молчановского района, сказал идущие от сердца слова. Оказывается, было немало технических сложностей с проведением эксгумации в 2005 году, и в их преодолении помогла местная власть.

 

Поблагодарил отец епископ начальника Кривошеинского ДРСУ Л.И. Федорову, и коллектив дорожного управления за заметное улучшение дорожного полотна на Харск, и за новый мост через Карайгу. Харск стал ближе и доступнее.

 

...А в ссылку сестер-монахинь везли на гужевом транспорте. И совсем по другой дороге. И в другой эпохе. Дай-то Бог, чтобы никогда она не повторилась в России.

 

Сегодня Харск не является официальным населенным пунктом, но... как у нас бывает, это самое вольное место в районе. Сюда приезжают отдыхать и работать, строят домики, бани, садят огороды, собирают грибы, ягоду, ловят рыбу. А некоторые выбрали Харск на постоянное жительство. Святое место. Здесь больше нет спецпоселения и власти комендатуры.

 

Вот так бы и закончить репортаж. Да вот не могу не сказать о кладбище еще несколько слов. Горьких. Рядом с ухоженной могилой великомучениц затерялись могильные холмики с полуистлевшими крестами. Они остались без нашего внимания и заботы. Мы не знаем, кто лежит в земле сырой. Чтобы не вернулись те времена, когда жизнь человеческая для власти ничего не стоила, мы должны не забывать об этом.

 

Николай Кучереносов.

 

Фото: Кирилл Рыбацкий, Николай Кучереносов, Анджей Легеч.

http://catholic.tomsk.ru/2009/10/07/palomnichestvo-v-kharsk.html