"Любить всегда можно больше. Но люди остаются людьми..."
Вовлеченный "Украиной молодой" в подобие теологической дискуссии, предстоятель Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Любомир кардинал Гузар объясняет, почему Господь не наказывает в этой жизни грешников и не вознаграждает праведников
Наталия ЛЕБЕДЬ
Случилось так, что в день моей встречи с Блаженнейшим Любомиром кардиналом Гузаром, главой Украинской греко-католической церкви, я прикупила-таки для домашней библиотеки мемуары Кучмы "После Майдана". Читать опус экс-президента времени, ясное дело, не было. Засунула книгу в сумку, раскрыв ее перед тем один раз - наугад на надцатой странице, где глаз сразу выхватил имя: "Гузар".
Это уже было интересным совпадением, и я проглядела несколько строк, из контекста которых поняла: Леонид Кучма "не простил" Гузару его позиции во время "Украины без Кучмы" и всех последующих - включая отставку Премьера Ющенко - событий. Впрочем навряд ли Блаженнейшему требуется "прощение" Кучмы, но речь не об этом. Для тех, кто забыл (а может, и не знал), напоминаю: как и от известной тройки политиков, которые осудили "фашистскую чуму" после столкновений демонстрантов с милицией 9 марта 2001 года, от глав всех церквей также требовали заклеймить позором антикучмистов. Любомир Гузар был ЕДИНСТВЕННЫМ церковным предстоятелем, который этого не сделал. То есть "анафему" не подписал, тех, кто поднялся тогда против власти - не осудил, под светского "царя" не прогнулся. Таким он был шесть лет назад, таким остается и теперь - с горькими словами про неоправданные надежды на "оранжевых" политиков, которые за годы возни после Майдана мало чем доказали свою исключительность и способность работать на народ. Гузар может себе это позволить, так как владеет главной человеческой добродетелью, которая не числится почему-то среди первейших христианских добродетелей - СВОБОДОЙ. Свободой подняться над суетой сует и так размышлять о Божьем промысле и о путях Украины, о грешном и праведном, о настоящем и будущем...
"Христианин верит в Святую Троицу, и наши вельможи также верят в троицу - евро, доллар и гривну..."
- Владыка, на вашей последний пресс-конференции все желающие получили молитвенники, изданные в этом году. Я тоже взяла один, и, перелистывая его, натолкнулась на перечень "грехов, что вопиют об отмщении к Небу". Их всего четыре - убийство, содомия, притеснение бедняков и... задержка заработной платы. Отсутствие у меня теологических знаний не позволяет судить о том, является ли четвертый пункт более поздним добавлением к канону, но не экстраполировать его на настоящие наши реалии тоже невозможно. Итак, то, с чем мы пришли к 16-й годовщине Независимости, является нашей бедностью и совершением еще одного смертного греха?
- Есть такая у нас присказка: "Бедный, потому что глупый, а глупый, потому что бедный"... Но я не думаю, что об этом идет речь. Сегодня мы имеем у власти людей, которые начинали свою карьеру в советские времена. А советские времена известны тем, что тогда человека старались сделать невольником - государства, партии. И это касалось не только массы, а и тех, что были при власти - они всегда помнили про то, насколько неустойчиво их положение. А человек - любой - очень хочет уверенности. Что дает ему такую уверенность? Многим - деньги, богатство. Получить себе такого рода безопасность - вот что осталось с нами даже после того, как Советский Союз распался. Отсюда и неистовая погоня за деньгами... В других странах человек знает, что его охраняет закон - что бы с ним не произошло. А у нас - кто верит в закон? Кто уверен в том, что если его обидят, закон поможет и защитит? Читали мне из какой-то газеты, что на все судейство наше есть своя цена - в каком суде сколько судьям надо заплатить, лишь бы они вынесли определенное решение - про это все знают. Люди, которые имеют деньги, держатся за них руками и ногами. А народ наш... Раз крикнул он: "Дайте нам справедливость и правду!" (Оранжевая революция - это был наилучший наш миг), но его не услышали. Не почувствовали... Власть говорит о благосостоянии, но это - покупка голосов, поскольку после выборов все остается, как есть. Нас держат впроголодь, о нас не заботятся... А те четыре греха, что взывают об отмщении к Небу - нет, они не являются добавлением - они из Священного Писания взяты. Библия клеймит этот грех - не заплатить работнику его плату. Она учит, что оплата должна состояться до захода солнца, пока работник не пойдет домой, ведь если муж прийдет домой с пустыми руками, его жене не на что будет купить хлеба. Как видите, это не только наша проблема. Это - часть системы, которая должна измениться, чтобы каждый из нас был защищен. Потому что и среди богатеев немало несчастных, если их наибольшая забота о том, чтобы остаться у власти. Христианин верит в Святую Троицу, и наши вельможи также верят в троицу - евро, доллар и гривну... Они не учат истории, не понимают экономики, не понимают того, что если бы у нас был средний класс, то всем было бы лучше, ибо когда богатство должным образом распределено, то все обеспечены. Не дай Бог, но может быть и так, что народ скажет: "Хватит!", а затем будет уже не Оранжевая революция, а кровавая... Не грех быть богатым, но грех не поделиться с ближним. Владеешь заводами? Дай работу другим, плати им зарплату - и тысячи рабочих будут довольны, и ты получишь прибыль... Нам уже недалеко не то что до 16-й, а и до 20-й годовщины Независимости, но если существенно ничего не изменим, будем еще долго так ковылять... Может, хоть младшее поколение будет иметь больше ума и не будет таким суетливым, таким жадным до денег?
- Вы вспомнили о продажности судей. А я подумала про то, что даже Понтий Пилат не был продажным. В смысле - не брал взятки ни от Каиафы, ни от императора Тиберия... Значит, за 2000 лет человечество полностью деградировало? Как однажды неудачно высказался Михаил Горбачев, мы долго стояли над пропастью и наконец сделали большой шаг вперед?
- Пилат не взял взятки, но и не поступил как добросовестный судья. Он был назначенный кесарем правитель и смотрел на народ, что его окружал, как на собак: что там эти евреи кричат? Кого хотят убить? Иисуса? А что это за тип? Какой-то еврейский философ... Так он думал и соответственно поступал. Но возьмите другое: историю апостола Павла. После того, как он обратился к Иисусу, его тоже хотели убить, но он был римским гражданином, так что убить его не убили, но привлекли к суду. А дальше Священное Писание говорит: по сути держать Павла под стражей причин не было, но и на свободу его не выпустили, так как он судьям ничего не заплатил. Как видите, и в те времена коррупция была. Мы ничего нового не придумали - соблазн всегда был, и Священное Писание о продажных судьях не раз говорит. И в наше время то же самое: кто схватил печать в руку, тот хочет из этой печати выжать побольше. И гривен, и долларов...
"Христиане - терпимые, и никто не взорвал дома в центре Киева, когда в продаже появился "Код да Винчи" (пусть бы что-то подобное написали про Магомета!), но всему есть граница..."
- Диссидент-шестидесятник Мирослав Маринович сказал гениальную вещь: до ХХ столетия мир был биполярным, с четким разделом на добро и зло. Но в ХХ столетии появились Гитлер и Сталин. Их смертельный поединок привел к тому, что полюса добра и зла размагнитились. Как теперь оценить, например, роль советской армии во Второй мировой войне? Для воинов УПА красноармейцы с их принудительно насаждаемыми "советами", колхозами и голодом конца сороковых годов являются воплощенным злом, а для тех, кто до сих пор исповедует коммунистическую идеологию - зло, напротив, "бандеровцы". Вместе с тем и первые, и вторые боролись против Гитлера. Я обращаюсь сейчас к весьма тривиальному примеру, говорю общеизвестные вещи, чтобы подвести наш разговор к такому вопросу: как христианство справляется с потерей определенного абсолюта, с размытыми дефинициями нашего времени, с нераспознаваемостью добра и зла?
- Есть Божье слово и Божья наука про то, что есть добро и что есть зло. Возьмите, для примера, книгу пророка Ионы. Иона направляется обращать народ и говорит про то, как много еще людей не знают разницы между добром и злом. Но мы-то, христиане, ее знаем, поскольку у нас есть Священное Писание. Но даже если ты не христианин и вообще человек неверующий, ты можешь с помощью своего ума сделать правильные выводы. Если ты заработал что-то своим трудом, а у тебя это отобрали, может ли это быть добром? Или если у тебя есть отец и мать, они произвели тебя на свет и воспитали, а ты их убиваешь, то, чисто по-человечески, какой это будет поступок? Человек может до всего дойти своим умом, даже без слышания Божьего слова. Обратитесь к Священному Писанию и возьмите там первые главы послания святого апостола Павла к евреям: он выразительно говорит про людей, которые грешили, так как не делали того, что внушал им их разум... И без Божьей помощи человек познает добро и зло, а уж если он имел малейшую возможность услышать Божье Слово, то и подавно.
- Владыка, ли читали вы книжку Жозе Сарамаго "Евангелие от Иисуса"? Лично на меня она произвела чрезвычайно сильное впечатление. В ней, вчастности, Бог-отец довольно цинично объясняет Иисусу цель, с которой Он послал его в мир и приготовил мученическую смерть. Говорит, что не желает быть Богом крохотного народа, который бедствует где-то на задворках мира, и что с помощью Иисуса лет через пятьсот-шестьсот рассчитывает стать Богом "не только иудеев, а и тех, кого назовут на греческий манер католиками". "Ты, - говорит Бог-отец Иисусу, - станешь ложкой, которую я погружу в котел человечества и зачерпну ею людей, уверовавших в нового Бога, которым буду я". Вот и вся цель Бога-отца, то есть ни о каком спасении человечества речи нет, а говорится про пиар, про технологии мировой экспансии. Вся казнь Иисуса представет в таком ключе не как жертвенность того, кто спасает грешные души, открывая им путь в Царство Небесное, а как использование простоватого "винтика", который невольно стал частью большой игры. Простите за длинное отступление, но ли не есть такая книга не только эпатажем Церкви, но и попыткой пробудить ее от кризиса жанра, спровоцировать на более свежие, актуальные трактовки событий 2000-летней давности? Это вопрос я ставлю в контексте все того же ХХ (а теперь уже и ХХІ) столетия, которые требуют кардинально новых ответов на вызовы времени...
- Видите ли, переписывание жизни Христа началось сразу же вслед за Христом... Я имею в виду так называемые апокрифические евангелия. Люди начали прибавлять то, что, по их мысли, следовало написать. Как Пресвятая Богородица варила суп, как подметала двор, а ангелы ей помогали и так далее... Так работает человеческое воображение. С одной стороны, это хороший знак. Но с другой - находятся и такие люди, которые злобно это делают, привносят отрицательную интерпретацию. Возьмите, например, "Код да Винчи"... Печально все это. Но Церковь от этого не поколеблется. Святой Дух хранит правду написанного. Хотя взбаламутить людей можно и так, что они утратят веру в Бога, а от этого и происходят все преступления - и гитлеры, и сталины...
- Знаете, я про Дэна Брауна вообще не собиралась спрашивать. Я не специалист по ересям, но, на мой безыскусный читательский взгляд, Брауну до Сарамаго очень и очень далеко. Не напрасно все же последний получил за свой роман Нобелевскую премию, а заодно и отлучение от Церкви. Но будем считать, что и новейшие художественные апокрифы делятся на лучшие образцы жанра и на "попсу". Что же страшного в попсовом "Коде да Винчи"? Да, в нем рассказывается о том, что Иисус жил с Марией Магдалиной и имел от ее детей (кстати, в оценке роли Магдалины Браун ссылается на апокрифическое евангелие от Фомы). Иисус - наполовину сын человеческий, так что мог бы сказать про себя: Homo sum humanі nіhіl a me alіenum puto. Что плохого в том, что Иисус мог оставить по себе потомков?
- Да плохое здесь, собственно, то, что это - неправда. Пусть бы автор писал себе какой угодно роман - про мужчину и женщину - только вместо Иисуса и Магдалины назвал бы героев например "Иван" и "Феся", и не было бы вопросов... Для чего же искажать Священное Писание? Для меня лично Иисус - не обычный человек. Мы, христиане, потакаем таким вещам - как видите, никто не взорвал несколько домов в центре Киева с тех пор, как эта книжка появилась в продаже (пусть бы кто-то что-то подобное написал про Магомета!), но всему есть граница... Мы должны уважать святые имена. Верю ли я в Магомета или нет, но я знаю, что есть люди, для которых он - все, и вот имея в виду не его самого, а убеждения этих людей, я не говорю про Магомета ничего неправдивого. Я уважаю людей и их религиозные убеждения... А эти авторы, про которых мы говорим, наверное, считают, что написали что-то сенсационное, а на самом деле они просто потоптались по человеческих душам.
- Словом, вы не усматриваете угроз позициям христианства ниоткуда - ни из христианской, ни из атеистической среды? А как насчет нетрадиционных церквей, экспорт которых в Украину все более активизируется? И это с одной стороны, а с другой - усиливает свои позиции ислам...
- Мусульманство имеет сильные позиции разве что благодаря "Аль-Каиде". Попробуйте сказать что-то против Магомета, и завтра же вас не будет на этом свете. Это нельзя считать крепостью, построенной на вере. Христиане так не поступают. То есть когда-то и они старались, основав инквизицию - тогда ересь истребляли физическими методами... Всегда тянет разобраться с чем-то "неправильным" радикальным путем - будто за нас, людей, этого не сделает Господь... Относительно нетрадиционных религий - здесь, я считаю, ситуация такая: вы идете якобы и с благой целью, но в неправильном направлении. Поэтому задача церкви - лишь следить, чтобы паства не теряла правильную дорогу.
На вопрос: "Почему Бог терпит грешника?" Господь ответил Иову: "А где ты был, когда Я создавал мир?" Одним словом, сиди тихо, человече...
- Мы говорили о преступлениях, которые вызывает утрата веры. От преступлений я хотела бы перейти к актуальной, на мой взгляд, проблеме "жертвы и палача". Ныне в Украине действует Институт национальной памяти, который исследует, в частности, Голодомор. Установление имен жертв Голодомора или жертв массовых расстрелов в Быкивне, приведение впорядок их захоронений, оглашение ранее не известных данных et cetera приведет к тому, что на поверхность всплывут и имена палачей - и тех, кто собственноручно убивал, и тех, кто отдавал такие приказы. Большинства из них уже нет в живых, но есть и наделенные долголетием, а, значит, и возможностью встретиться лицом к лицу со своими жертвами. Как избегнуть в таком случае излишней конфронтации, излишнего напряжения, которое и без того представлено в Украине во всем своем политическом, конфессиональном, да и языковом разнообразии?
- Я думаю, что правду надо говорить. Институт национальной памяти должен очень объективно, научно подойти к тем вопросам, которые он исследует. Судить - не его задача. Это пусть вершат суды. И люди, которые страдали от преступлений, пусть подают в суд на тех, кто издевался над их дедами, родителями. Виновные должны отвечать, а не получать себе большую пенсию и тихо доживать свой век. Это несправедливо. Ибо тех, кто делал зло сознательно, следует покарать. Они скажут, что тогда была такая система... Система - системой, но ты-то что делал? Одно дело - осудить систему, другое - осудить конкретное лицо, которое брало в руки оружие и стреляло в людей только потому, что они - евреи, украинцы или просто потому, что они ему не нравились... Почему нужно наказание? Чтобы все осознали, что такие дела творить нельзя. Даже если изменился режим, то справедливость не изменилась. И если ты воровал или убивал, должен отвечать за это и исправить зло.
- У меня появляется благоприятная возможность перейти от сказанного вами к вечному, как мир, вопросу: почему Бог потакает тем, кто ворует или убивает? Почему не остановит того, кто собирается грешить, если он, Господь наш, всесилен и справедлив?! В "Украине молодой" была заметка, попавшая в разряд курьезов: в Румынии один осужденный за убийство мужчина подал иск против Бога. За то, что Бог не уберег его от греха и так нарушил обязательство всячески заботиться о человеческих душах. Администрация тюрьмы над мужиком поиздевалась, сказав, что ответчик не найден, поскольку он не является юридическим лицом и не имеет постоянного местонахождения. Но если этот фарс снова обратить в вопль души: что, Бог - простой наблюдатель? Что-то типа небесной ПАСЕ, которая не вмешивается в чужие дела, а лишь одобряет или применяет санкции?
- Очень трудно мне дать ответ на этот вопрос... Бог имеет свой промысел. Единственное, что твердо известно - что мы сами ответственны за наши грехи, за наши поступки - добрые или злые. Господь Бог дал нам достаточно информации для того, чтобы мы знали, как должны вести себя. И любой человек должен отвечать и перед Богом, и перед людьми. А еще мы должны быть очень осторожными, так как не знаем, что творится в сердце человека, чтобы вынести ему окончательный приговор. У Бога этой проблемы нет - Он все про нас досконально знает. Почему Бог терпит грешника? Это колоссальный вопрос. Кажется, для того Он его терпит, чтобы дать ему возможность обратиться к Богу. С другой стороны, Бог очень по-разному с разными людьми ведет себя, а мы этого не понимаем... Пробовать все это объяснить - значит свести Бога к уровню человека, чтобы я, мол, мог понимать, почему Бог так или так поступает. Почему Господь Бог допустил существование Сталина или Гитлера? Он же легко мог их призвать в мир иной... Я ответа на это не знаю. Почему Бог попускает такие страшные мучения, почему миллионы людей убиты, почему? В книге Иова об этом сказано: существует два вопроса: "Почему Господь Бог терпит грешника?" и "Почему добрый человек мучится?" - на которые и есть ответ, и нет ответа одновременно. Там Господь Бог Иову говорит: "А где ты был, когда я создавал мир?". Одним словом, сиди тихо, человече... Не суетись слишком уж... Когда-то настанет Страшный Суд, и Господь Бог созовет все народы, и каждый из нас узнает все о каждом и о том, почему Бог с ним так поступал, а не иначе. Мы верим в то, что Бог - справедливый, но также и милосердный.
- Владыка, если Господь заботится о целых народах, почему он не любит Украину? Одной рукой дает, другой - забирает. То благословит нас Оранжевой революцией, то подкинет Януковича с Морозом (возможно, о них у Бога есть также свой план - на Страшном Суде, ясное дело, узнаем, но пожить еще хочется сейчас, и, желательно, по-человечески). Почему мы не избраны?
- Бог печется о любом человеке, а не только о каждом народе. Господь дает нам ангела-хранителя, и это есть проявление Божьей милости к нам. То же самое и с любой страной. И наш народ также имеет о себе Божье попечение. Но мы должны очень стараться, так как Господь действует и через нас, через людей. Знаете, есть такая английская присказка: "Работай так, как если бы все зависело от тебя, а доверяй Богу, как если бы все зависело от Него". В этом есть определенное равновесие, и мы не должны сваливать вину за все, что творится, на Бога. А с другой стороны - не должны сомневаться в том, что Бог с нами.
- Не так давно у меня был разговор с писательницей Оксаной Забужко. Она отметила, как мало в нашем современном мире любви. В широчайшем понимании этого слова... И сколько с нас отрабатывают ежедневную свою "безлюбовную барщину", возвращаясь с работы домой, где тебя ждет обычное - твоя семья, твои родители, братья и сестры, дети, супруг(а) - от которых ты не можешь отстраниться из-за привычки, ответственности, комплексов, финансовых обстоятельств и т.п.. Тогда как настоящая, страстная, всепобеждающая любовь встречается все реже и реже. "Раз в никогда", как сказала бы другая творческая личность - Лина Костенко... Вы соглашаетесь с тезисом про тотальную нехватку любви?
- Что же, любить всегда можно больше. Но не думаю, что мир очень меняется. Люди остаются людьми. Мне кажется, что в средствах массовой информации сенсационность бедствия имеет больше притягательной силы, и поэтому там столько вестей про несчастья, в том числе и про несчастья семейные, разводы и так далее. Знаете, в Италии население составляет почти 60 миллионов, из них 6 миллионов работают разного рода добровольцами. То есть фактически каждый десятый посвящает свое время другим людям, старается что-то для них сделать. Думаю, в Украине таких добровольцев не меньше. Только у нас об этом почему-то не говорят, не вспоминают. Но существенно не это молчание - а то, что люди один другому помогают. Любовь обесценена еще и сведением ее к одной ипостаси - сексуальной. К тому же, есть тенденция подчеркивать ее нехватку, а это не совсем справедливо.
Про то, что является недобрым, надо выразительно говорить. Если молчать, тогда наши политики будут в какой-то мере оправданы - ведь мы им ничего не говорили.
- Из ваших уст уже прозвучало то, что вы возлагаете особые ожидание на молодежь. Это сказано в контексте Собора УГКЦ, который на днях завершился в Киеве и был посвящен молодежи? Или это своего рода "общее место" в разговоре, когда говорят, что грядущие поколения будут и лучше, и счастливее нас?
- Молодежь, как мне кажется, хочет видеть всю правду - она рада ей, она готова работать. Наш Собор был посвящен тому, как помочь молодым людям быть счастливыми и приготовиться к зрелой жизни. Период от 15 до 30 лет - короткий, но очень важный. То доброе, что есть в людях такого возраста, мы должны всячески развивать - и желание познавать правду, и выносливость в жизни... Только не говорить с людьми поучительным тоном: сейчас, мол, я тебе расскажу, каким тебе нужно быть. Нет. Надо действовать примером жизни, и это чрезвычайно важный элемент. Как Шевченко про это говорил: "Раз добром налитое сердце век не остынет...". И дети, и подростки очень чувствительны к доброму примеру, хотя и не любят в этом признаваться.
- Украинская греко-католическая церковь уже два года в Киеве. Как вам в столице? Растет ли ваша паства?
- Да, мы открываем каждый день, что греко-католиков в Киеве больше, чем мы думали. Просто много кто - еще, очевидно, с советских времен - от церкви отвык. Так что здесь надо поработать и привлечь таких людей к церкви. Но мы не ищем никого, чтобы "захватить" и закрепить за собой. Хочешь - приходи, дверь для тебя открыта. В целом я бы назвал мои встречи с киевлянами очень положительными - без неискренности, открытые, человечные...
- Владыка, я слушала ваш ответ на первый мой вопрос и вспоминала нашу встречу почти трехлетней давности, то есть сразу после Оранжевой революции. Я могу сравнить ваше тогдашнее умиротворение и всю теплоту, с которой вы говорили о людях (в частности и тех, что у власти), с нынешними оценками. Если с моей стороны будет некорректным заявить, что вы ощутимо радикализовались в оценке чиновников, которые исповедуют "святую троицу" - евро, доллар, гривну - и в оценке грядущих выборов, разрешите мне отметить по крайней мере вашу довольно ощутимую усталость от всех наших украинских «особенностей», предательств, жадности и измен. В связи с этим вопрос: если такие настроения овладели даже вами, то как, простите за пафос, вообще жить дальше?
- Мне кажется, я был бы неискренним, если бы легковесно относился к нынешней ситуации. Наша действительность невеселая, но я и не впадаю в пессимизм и отчаяние, мол, мы катимся на дно... Абсолютно нет. Хотя, возможно, я действительно довольно радикально высказываюсь по тем поводам, которые меня беспокоят. Про то, что является недобрым, надо выразительно говорить. Если молчать, тогда наши политики будут в какой-то мере оправданы - ведь мы им ничего не говорили. А это надо делать. Не принижая ничьего достоинства, не рисуя страшных образов, сказать власти про то, чего делать не следует. Не судить. Не обижать. Но предостерегать от того, чего в нас, в Украине, быть не должно...
P.S. Разговор с Любомиром Гузаром продолжался около двух часов. К сожалению, передать его целиком и полностью - до последней запятой - мы не имеем "территориальной" (с учетом объема) возможности. Как не имеем и возможности передать особенности интонаций нашего собеседника, рассудительность и неторопливость его языка, его бесконечную терпимость. Сложно сказать, как бы реагировал другой церковный предстоятель на все богопренебрежительные (?) - пожалуй, так! - вопросы корреспондентки "УМ". Гузар ответил на все... Тем не менее из опыта его интервью другим изданиям, я знаю вопрос, на который Блаженнейший не отвечает. Не удовлетворяет он любопытства тех, кто спрашивает его, какие политики, должностные лица и т.п. принадлежат к пастве УГКЦ. Вообще с этой категорией граждан Владыка довольно суров. Знаю, что на недостроенный храм УГКЦ на левобережье Киева (возводить его начали почти пять лет назад, но средств не хватило, и строительство храма замедлилось) Гузару предлагали деньги политики. "Упрямец" Гузар сказал категоричное "нет". От политических партий - ни копейки, или, как высказался бы сам Блаженнейший, "ни гроша". Так и стоит храм с подъемными кранами и сиротливо оголенным скелетом будущих стен. Стоит - ждет на незаангажированных жертводателей, у которых левая рука не ведает, что делает правая. Но золотые его купола уже плывут в киевском небе...
"УM" высказывает благодарность за помощь в подготовке встречи пресс-секретарю Любомира Гузара отцу Игорю Яциву.
Редакция сайта российских греко-католиков сердечно благодарит о.Игоря за доработку перевода интервью на русский язык.
Оригинал статьи:
- Войдите на сайт для отправки комментариев