Компендиум Социального Учения Церкви - Глава 10
Защита окружающей среды
I. Библейские аспекты
451 Живой опыт божественного присутствия в истории - основание веры народа Божия: «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» (Втор 6,21). Размышление над историей позволяет подытожить прошлое и обнаружить в самих своих корнях действие Бога: «отец мой был странствующий Арамеянин» (Втор 26,5) - Бога, Который может сказать Своему народу: «Я взял отца вашего Авраама из-за реки» (Нав 24,3). Такое размышление позволяет с упованием обращаться к будущему, благодаря обетованию и завету, Богом постоянно обновляемому.
Вера Израиля живет во времени и пространстве этого мира, воспринимаемого не как враждебная среда или зло, от которого надо освобождаться, но как дар Бога, как удел и замысел, доверенный Им ответственному руководству и трудолюбию человека. Природа, плод божественного творческого действия - не соперница, опасная человеку. Бог, создавший всё, увидел, что каждое Его создание хорошо (ср. Быт 1,4.10.12.18.21.25). На вершине Своего творения, весьма хорошего (ср. Быт 1,31), Творец ставит человека. Из всех созданий только мужчину и женщину Бог пожелал сотворить «по образу Своему» (Быт 1,27). Им Господь поручает всё творение, дает задание заботиться о его гармонии и развитии (ср. Быт 1,26-30). Особая связь с Богом объясняет привилегированное положение человеческой пары в порядке творения.
452 Отношения человека с миром - составной элемент человеческой идентичности. Эти отношения возникают как плод общения человека с Богом, общения еще более глубокого. Господь пожелал, чтобы человеческая личность стала Его собеседницей: только в диалоге с Богом человек обретает истину о себе как о творении и черпает из нее вдохновение и нормы, чтобы проектировать будущее мира - сад, который Бог поручил человеку возделывать и хранить (ср. Быт 2,15). Даже грех не отменяет этого задания, хотя и отягощает болью и страданием благородство труда (ср. Быт 3,17-19).
Творению всегда воздается хвала в молитве Израиля: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро» (Пс 104[103],24). Спасение мы понимаем как новое творение, восстанавливающее гармонию и способность к росту, поврежденную грехом: «Я творю новое небо и новую землю» (Ис 65,17), - говорит Господь. - «Тогда пустыня сделается садом "и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. [...] Народ мой будет жить в обители мира"» (Ис 32,15-18).
453 Окончательное спасение, которое Бог предлагает всему человечеству через Своего Сына, осуществляется не вне этого мира. Хотя он ранен грехом, ему предстоит полное очищение (ср. 2 Петр 3,10), из которого он выйдет обновленным (ср. Ис 65,17; 66,22; Откр 21,1) и станет наконец пространством, где «обитает правда» (2 Петр 3,13).
В Своем общественном служении Иисус использует природные элементы. Он не только мудро истолковывает природу - в образах, к которым любит прибегать, и в притчах, - но и господствует над ней (ср. эпизод с укрощением бури в Мф 14,22-33; Мк 6,45-52; Ин 6,16-21): Господь ставит ее на службу Своему замыслу искупления. Он просит Своих учеников смотреть на вещи, на времена года, на людей с доверием, как дети, которые знают, что их никогда не покинет заботливый Отец (ср. Лк 11,11-13). Отнюдь не становясь рабом вещей, ученик Христов должен уметь ими пользоваться, разделяя их по-братски (ср. Лк 16,9-13).
454 Вхождение Иисуса Христа в мировую историю достигает кульминации в Пасхе, когда сама природа участвует в драме отвергнутого Сына Божия и в победе Воскресения (ср. Мф 27,45.51; 28,2). Пройдя через смерть и внеся в нее сияющую новизну Воскресения, Иисус дает начало новому миру, в котором всё подчинено Ему (ср. 1 Кор 15,20-28), и восстанавливает те упорядоченные и гармоничные отношения, которые разрушил грех. Осознавая неравновесие между человеком и природой, следует понимать, что в Иисусе произошло примирение человека и мира с Богом, так что каждый человек, постигая божественную Любовь, может вновь обрести утраченный мир: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор 5,17). Природа, сотворенная в Слове, посредством того же Слова, ставшего плотью, примиряется с Богом и умиротворяется (ср. Кол 1,15-20).
455 Не только внутренний мир человека оздоровляется, но вся его телесность затронута искупительной силой Христовой; всё творение участвует в обновлении, проистекающем из Пасхи Господней, хотя и стонет в муках рождения (ср. Рим 8,19-23), готовясь произвести на свет «новое небо и новую землю» (Откр 21,1), которые суть дар конца времен, завершенного спасения. А пока ничто не чуждо этому спасению: в любых жизненных условиях христианин призван служить Христу, жить согласно Его Духу, принимая руководство любви, которая есть начало новой жизни. Любовь возвращает мир и человека к изначальному замыслу о них: «мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - всё ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий» (1 Кор 3,22-23).
II. Человек и вселенная
456 Христианский подход к использованию земли и к развитию науки и техники вдохновлен библейским видением. II Ватиканский Собор утверждает, что человек, «причастный светочу божественного ума, справедливо считает, что своим разумением он превосходит всю совокупность вещей»[1]. Отцы Собора признают успехи, достигнутые в течение веков благодаря неустанному применению человеческого гения в эмпирических науках, в технике и в искусстве[2]. Сегодня человек, «особенно благодаря науке и технике... распространил и непрестанно распространяет свое господство почти на всю природу»[3].
Человек, «сотворенный по образу Божию, получил заповедь, чтобы, подчинив себе землю и всё, что есть на ней, управлять миром в праведности и святости и, признавая Бога Творцом всего, соотносить самого себя и совокупность всего с Богом, дабы, когда всё подчинится человеку, имя Божие было величественно по всей земле». Поэтому Собор учит, что «индивидуальная и коллективная человеческая деятельность - то есть то великое усилие, посредством которого люди в течение веков стремились улучшить свои жизненные условия - взятая сама по себе, отвечает Божественному замыслу»[4].
457 Достижения науки и техники сами по себе позитивны: христиане «не считают, что те дела, которые люди совершают благодаря своим дарованиям и силам, противоречат Божественной власти и что разумное существо соперничает с Творцом. Напротив: они убеждены в том, что победы рода человеческого являются знамением Божия величия и плодом Его неизреченного замысла»[5]. Отцы Собора также подчеркивают, что «чем более возрастает могущество людей, тем шире простирается их ответственность - причем это касается как отдельных лиц, так и сообществ»[6], - и что всякая человеческая деятельность должна соответствовать истинному благу человечества, согласно замыслу Божию и Его воле[7]. В этой перспективе, Учительство многократно подчеркивало, что Католическая Церковь никоим образом не противится прогрессу[8], а напротив, считает «науку и технику... чудесным плодом человеческой способности к творчеству, которая есть дар Божий. Ведь они предоставили нам чудесные возможности, к которым мы прибегаем с благодарностью»[9]. Поэтому «мы, веруя в Бога, посчитавшего "хорошей" сотворенную Им природу, пользуемся плодами технического и экономического прогресса, которого человек достигает благодаря своему уму»[10].
458 Суждения Учительства о науке и технике вообще распространяются и на применение их достижений в природной среде и в сельском хозяйстве. Церковь высоко оценивает «преимущества, которые мы извлекаем - и еще можем извлечь - из изучения и применения молекулярной биологии, дополняемой другими дисциплинами - такими, как генетика и ее прикладная ветвь, работающая в сельском хозяйстве и промышленности»[11]. Действительно, «при правильном применении техника могла бы стать ценным инструментом для разрешения серьезных проблем - в первую очередь, проблем голода и болезней - благодаря разведению разнообразных растений, более совершенных и устойчивых, и благодаря производству ценных лекарств»[12]. Однако важно подчеркнуть требование «правильного применения», ведь «мы знаем, что этот потенциал не нейтрален: его использование может способствовать как прогрессу, так и деградации человека»[13]. По этой причине «необходимо... сохранять благоразумие и внимательно рассматривать природу, цели и методы, присущие разнообразным прикладным технологиям»[14]. Итак, ученые должны «действительно использовать свои исследования и технические возможности для служения человечеству»[15], умея подчинять их «нравственным принципам и ценностям, соответствующим достоинству человека и в полной мере реализующим это достоинство»[16].
459 Главный ориентир для любого применения научных и технических достижений - уважение к человеку, обязательно сопровождаемое должным уважением к другим живым созданиям. Намереваясь их изменить, «следует учитывать природу каждого существа и его взаимосвязанность с упорядоченной системой»[17]. В этом отношении грандиозные возможности биологических исследований вызывают глубокую обеспокоенность, поскольку «мы еще не способны оценить нарушения в природе из-за неразборчивых генетических манипуляций и необдуманного разведения новых форм растительной и животной жизни, не говоря уже о недопустимых вмешательствах в процесс зарождения самой человеческой жизни»[18]. Действительно, «установлено, что применение некоторых открытий в промышленности и сельском хозяйстве приводит со временем к отрицательным эффектам. Сделаем жесткий вывод: никакое вмешательство в одну область экосистемы не должно производиться без учета его последствий для других областей и, вообще, для благополучия будущих поколений»[19].
460 Итак, человек не должен забывать, что «его способность преобразовывать и, в каком-то смысле, творить мир собственным трудом... всегда основывается на том, что Бог первым изначально даровал нам сотворенное Им»[20]. Человек не должен «произвольно распоряжаться землей, подчиняя ее без удержу своей воле, словно у земли нет собственной формы и изначального предназначения, которые дал ей Бог, а человек может, конечно, развивать, но не смеет извращать»[21]. Поступая так, «вместо того чтобы сотрудничать с Богом в деле творения, человек подменяет Бога собой, и в конце концов природа восстает по его вине, потому что он не столько управляет, сколько помыкает ею»[22].
Если человек воздействует на природу, не злоупотребляя ею и не причиняя ей вреда, можно сказать, что он «вмешивается не затем, чтобы изменить природу, но чтобы помочь ей развиваться согласно ее сущности, приданной ей при сотворении и угодной Богу. Работая в этой - несомненно, деликатной - сфере, исследователь исполняет замысел Божий. Бог пожелал, чтобы человек был царем творения»[23]. В сущности, Сам Бог предоставляет человеку честь сотрудничать с Ним, применяя все силы ума, в деле творения.
III. Кризис в отношениях между человеком и окружающей средой
461 Библейская весть и церковное Учительство - вот главные ориентиры для оценки проблем, возникающих в отношениях между человеком и средой[24]. В основании этих проблем можно усмотреть претензию на безусловную власть над миром со стороны человека, который пренебрегает соображениями нравственного порядка, а ведь именно они должны определять всякую человеческую деятельность.
Тенденция к «безрассудной»[25] эксплуатации ресурсов творения - результат длительного исторического и культурного процесса: «Особенность современной эпохи - растущая способность человека изменять мир. Завоевание и эксплуатация ресурсов стали преобладающим и всеохватным аспектом, который сегодня начал угрожать гостеприимству окружающей среды: рассматривая ее как "ресурс", мы рискуем лишиться "дома". Иногда кажется, что из-за мощных преобразовательных средств, предоставляемых технологической цивилизацией, равновесие между человеком и средой достигло критической точки»[26].
462 Природа кажется инструментом в руках человека, реальностью, которой он постоянно должен манипулировать, особенно с помощью технологии. На основе предположения, на поверку ошибочного, что количество энергии и ресурсов, которыми можно пользоваться, не ограничено, что возможно их немедленное восстановление и что отрицательные последствия манипулирования природным порядком с легкостью рассеются, распространилась редукционистская концепция, рассматривающая природный мир в механистическом ключе, а развитие - в потребительском. Первенство отдают тому, чтобы «делать» и «иметь», а не «быть», что приводит к тяжелым формам человеческого отчуждения[27].
Такое отношение проистекает не из научно-технических исследований, а из сциентистской и технократической идеологии, стремящейся их контролировать. Наука и техника, развиваясь, не уничтожают потребности в трансцендентном и сами по себе не служат причиной радикальной секуляризации, ведущей к нигилизму; продвигаясь по своему пути, они вопрошают о собственном смысле и способствуют росту уважения к трансцендентному измерению человеческой личности и самого творения.
463 Каково правильное представление об окружающей среде? С одной стороны, нельзя утилитаристски сводить природу к простому объекту манипуляций и эксплуатации. С другой стороны, не следует ее абсолютизировать и ставить ее достоинство над достоинством человеческой личности. В последнем случае доходят до обожествления природы или земли - такое легко встретить в некоторых экологических движениях, которые требуют для своих концепций институционального статуса с международными гарантиями[28].
Учительство обосновало свое несогласие с таким представлением об окружающей среде, которое вдохновлено экоцентризмом и биоцентризмом: эта концепция «предлагает уничтожить онтологическое и аксиологическое различие между человеком и другими живыми существами, рассматривая биосферу как биотическое единство, недифференцированное по ценности. Таким образом отменяется высшая ответственность человека в пользу эгалитаристского представления о "достоинстве" всех живых существ»[29].
464 Видение человека и мира, исключающее какую бы то ни было связь с трансцендентным, привело к тому, что концепцию творения отвергли, а существование человека и природы сочли совершенно автономным. Так была разорвана связь, соединяющая мир с Богом; этот разрыв в конце концов и человека отлучил от земли и, более того, обеднил саму его идентичность. Человек стал воспринимать себя чужим по отношению к среде, в которой он живет. Совершенно ясно, что из этого следует: «именно связь человека с Богом определяет отношения человека с ему подобными и с его средой. Вот почему христианская культура всегда видела в творениях, окружающих человека, дары Божии, которые надлежит возделывать и хранить с чувством благодарности к Творцу. В частности, бенедиктинская и францисканская духовность свидетельствует о таком родстве человека с тварной средой и поощряет в нем уважительное отношение ко всякой реалии окружающего мира»[30]. Следует еще настойчивее указывать на глубокую связь между экологией окружающей среды и «человеческой экологией»[31].
465 Учительство подчеркивает обязанность человека сохранить среду целостной и здоровой для всех[32]: «Если сегодняшнее человечество сумеет совместить предоставленные наукой новые возможности с твердой этической позицией, оно, конечно, сможет относиться к окружающей среде как к дому и как к источнику ресурсов, полезных человеку и всем людям, сможет устранить факторы загрязнения и обеспечить гигиеничные и здоровые условия жизни как маленьким группам, так и гигантским человеческим поселениям. Технология, которая загрязняет, может и очищать; общество, накапливающее товары, может справедливо распределять - если восторжествует этика уважения к жизни и достоинству человека, к правам ныне живущих и грядущих поколений»[33].
IV. Общая ответственность
а) Окружающая среда - коллективное благо
466 Охрана окружающей среды - вызов всему человечеству, общая и универсальная обязанность уважать коллективное благо[34], предназначенное для всех, и не допускать, чтобы кто-либо «безнаказанно использовал различные категории живых существ и неодушевленных предметов - животных, растения, природные элементы - произвольно, согласно собственным потребностям»[35]. Эта ответственность должна становиться более зрелой, поскольку теперешний экологический кризис носит глобальный характер, а значит, противостоять ему нужно глобально. Ведь все существа зависят друг от друга во вселенском порядке, который установил Творец: «следует учитывать природу каждого существа и его взаимосвязанность с упорядоченной системой, которая и есть космос»[36].
Эта перспектива обретает особенную значимость, если мы рассматриваем, в контексте тесных связей, объединяющих различные экосистемы, ценность биологического разнообразия для окружающей среды. Нужно ответственно относиться к этому разнообразию и надлежащим образом его оберегать, потому что это необыкновенное богатство для всего человечества. Например, каждый может легко понять, какое значение имеет Амазонский регион, «один из самых ценных в мире, благодаря биологическому разнообразию, которое делает этот регион жизненно важным для равновесия в окружающей среде всей планеты»[37]. Леса способствуют поддержанию природного равновесия, необходимого для жизни[38]. Их уничтожение - в частности, из-за безрассудных умышленных поджогов - ускоряет процесс опустынивания, угрожающий водным запасам, ухудшает жизнь многих туземных народов и наносит ущерб благополучию будущих поколений. Все: отдельные люди и общественные институты - должны ощутить свою ответственность за защиту лесного достояния и проводить в случае необходимости надлежащие программы по озеленению.
467 Ответственность по отношению к окружающей среде, общему достоянию человеческого рода, распространяется на требования не только настоящего, но и будущего времени: «Мы - наследники прошлых поколений, облагодетельствованные трудом своих современников, и у нас есть обязанности по отношению ко всем. Мы не можем не думать о тех, кто придет после нас, расширяя человеческую семью. Всеобщая солидарность - это факт и благодеяние для нас, но также и обязанность»[39]. Речь идет об ответственности ныне живущих поколений перед будущими[40] - эту ответственность несут как отдельные Государства, так и международное сообщество.
468 Ответственность по отношению к окружающей среде должна обрести надлежащую интерпретацию на юридическом уровне. Важно, чтобы международное сообщество разработало единые правила; такая регламентация позволит Государствам более эффективно контролировать различные виды деятельности, отрицательно влияющие на окружающую среду, и сохранять экосистемы, предвидя возможные несчастные случаи: «Задача каждого Государства - предотвращать в пределах своей территории ухудшение состояния атмосферы и биосферы, внимательно следя, помимо прочего, за последствиями новых технических и научных открытий и гарантируя собственным гражданам, что те не пострадают от веществ, загрязняющих среду, или от токсичных отходов»[41].
Юридическое содержание «права на здоровую и безопасную окружающую среду»[42] станет плодом постепенной разработки, которую будет поощрять общественное мнение, заботящееся о том, чтобы дисциплинировать использование благ творения согласно требованиям общего блага, с общим намерением вводить санкции против тех, кто загрязняет окружающую среду. Однако одних только правовых норм недостаточно[43]; бок о бок с ними должно вызревать сильное чувство ответственности, а также необходимы действительные перемены в менталитете и образе жизни.
469 Власти, призванные принимать решения в ситуациях, когда санитарному состоянию и окружающей среде угрожает опасность, иногда сталкиваются с тем, что доступные научные данные противоречивы или скудны в количественном отношении. Тогда может оказаться уместным выносить оценку согласно «принципу предосторожности», который дает не правило, а ориентир для ситуаций неуверенности. Он указывает на необходимость принять временное решение, которое можно будет изменить на основании новых знаний, если таковые будут получены. Решение должно быть пропорционально мерам, уже предпринятым в связи с другими рисками. Предупредительная политика, основанная на принципе предосторожности, требует, чтобы решения базировались на сопоставлении рисков и преимуществ, возможных в каждом из альтернативных случаев, включая решение не вмешиваться. С этим осторожным подходом связано требование поощрять все усилия, направленные на углубление знаний; при этом следует осознавать, что наука не может быстро прийти к выводу об отсутствии рисков. В ситуации неуверенности и нестабильности особенно важно, чтобы процесс принятия решений был прозрачным.
470 Планируя экономическое развитие, следует обращать особое внимание на «необходимость уважать целостность и ритмы природы»[44], поскольку природные ресурсы ограничены, а некоторые невозобновимы. Существующий ритм их эксплуатации серьезно угрожает доступности некоторых природных ресурсов в настоящем и в будущем[45]. Для разрешения экологической проблемы необходимо, чтобы субъекты экономики с большим уважением относились к окружающей среде, примиряя требования экономического развития с требованиями защиты среды. Все, кто в своей экономической деятельности пользуется природными ресурсами, должны также заботиться об охране окружающей среды и предусматривать затраты, которые следует рассматривать как «важную статью расходов на экономическую деятельность»[46]. В этом контексте нужно оценивать связь между человеческой деятельностью и климатическими изменениями; поскольку они исключительно сложны, за ними необходимо надлежащим образом постоянно следить на научном, политическом и юридическом уровнях, в рамках отдельной страны и мирового сообщества. Климат - это благо, которое нуждается в защите и требует, чтобы потребители и субъекты промышленной деятельности вели себя более ответственно[47].
Экономика, уважающая природную среду, не будет нацелена лишь на максимальное увеличение прибыли, потому что невозможно обеспечить охрану среды только на основании финансового подсчета расходов и выгод. Окружающая среда - одно из тех благ, которым рыночные механизмы не могут предоставить надлежащую защиту и поддержку[48]. Все Страны, особенно развитые, должны понять, насколько безотлагательна их обязанность пересмотреть формы использования природных благ. Следует действенно поощрять поиски новаций, позволяющих снизить уровень воздействия производства и потребления на окружающую среду.
Большое внимание нужно уделить сложной проблематике энергетических ресурсов[49]. Те невозобновляемые ресурсы, к которым прибегают высокоразвитые в промышленном отношении и недавно прошедшие индустриализацию Страны, следует поставить на службу всему человечеству. Кроме того, в нравственной перспективе, отмеченной справедливостью и солидарностью между поколениями, нужно по-прежнему искать, принимая помощь научного сообщества, новые источники энергии, развивать альтернативные источники и повышать уровень безопасности ядерной энергии[50]. Поскольку использование энергии связано с вопросами развития и окружающей среды, оно взывает к политической ответственности Государств, международного сообщества и экономических субъектов; проливать свет на эту ответственность и управлять ею должно постоянное стремление к универсальному общему благу.
471 Особого внимания заслуживает связь первобытных народов с их землей и ее ресурсами: речь идет о фундаментальном выражении их идентичности[51]. Многие народы уже утратили или рискуют утратить - уступая мощным агропромышленным интересам или вследствие процессов ассимиляции и урбанизации - земли, на которых они живут[52], с которыми связан сам смысл их существования[53]. Следует надлежащим образом защищать права первобытных народов[54], подающих пример жизни в гармонии с окружающей средой, которую они научились познавать и хранить[55]. Существует опасность, что их исключительный опыт - незаменимое богатство для всего человечества - будет утрачен вместе со средой, в которой он укоренен.
б) Использование биотехнологий
472 В последние годы с большой силой зазвучал вопрос использования новых биотехнологий в сельском хозяйстве, зоотехнике, медицине и для защиты окружающей среды. Новые возможности, предоставляемые современными биологическими и биогенетическими техниками, пробуждают, с одной стороны, надежды и энтузиазм, а с другой стороны - тревогу и враждебность. Применение биотехнологий, их допустимость с нравственной точки зрения, последствия для здоровья человека, воздействие на окружающую среду и экономику - предмет углубленного изучения и оживленных дебатов. Речь идет о спорных вопросах, которые входят в компетенцию ученых и исследователей, политиков и законодателей, экономистов и защитников природной среды, производителей и потребителей. Христиане не равнодушны к этой проблематике, поскольку осознают важность ценностей, поставленных на карту[56].
473 Христианское видение творения подразумевает положительное суждение о законности воздействия человека на природу, в том числе на других живых существ, и, в то же время, решительно взывает к чувству ответственности[57]. Ведь природа - не священная и божественная реальность, на которую человек не имеет права воздействовать. Природа - дар Творца человеческому сообществу, дар, порученный уму и нравственной ответственности человека. Поэтому тот не совершает ничего противозаконного, когда, уважая порядок, красоту и полезность отдельных живых существ и их функции в экосистеме, изменяет некоторые их характеристики и особенности. Вмешательство человека предосудительно, если оно вредит живым существам или окружающей среде, и похвально, если влечет за собой перемены к лучшему. Правомерностью использования биологических и биогенетических техник этическая проблематика не исчерпывается: как в любой сфере человеческого поведения, необходимо точно оценить их реальную полезность, а также возможные последствия такого использования, в том числе и риски. Там, где наука и техника мощно воздействуют на живые организмы и возможны заметные последствия в долговременной перспективе, недопустимы легкомыслие и безответственность.
474 Современные биотехнологии оказывают большое влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь на локальном, национальном и международном уровне; их необходимо оценивать согласно этическим критериям, которые всегда должны руководить деятельностью и отношениями людей в социально-экономической и политической сферах[58]. Прежде всего, следует учитывать критерии справедливости и солидарности; индивидуумы и группы, занимающиеся исследованиями и торговлей в области биотехнологий, должны особенно твердо придерживаться этих критериев. Как бы то ни было, не нужно заблуждаться, полагая, будто распространение полезных достижений в сфере новых биотехнологий само по себе сможет разрешить все неотложные проблемы - связанные с бедностью и с отставанием в развитии, - которые всё еще терзают множество Стран на планете.
475 В духе международной солидарности можно принять разнообразные меры в отношении использования новых биотехнологий. Во-первых, следует облегчить справедливый торговый взаимообмен, свободный от кабальных условий. Однако содействие развитию самых обездоленных народов не будет подлинным и эффективным, если сведется к обмену продуктами производства. Следует также поощрять укрепление необходимой научной и технической автономии этих народов, развивая обмен научными и техническими знаниями и перемещение технологий в развивающиеся Страны.
476 Проявлять солидарность - означает также взывать к ответственности развивающихся Стран и, в частности, их политических властей: в коммерческой сфере они обязаны проводить политику, благоприятную для своих народов, и поощрять взаимообмен технологиями, способными улучшить ситуацию с продовольствием и ситуацию в здравоохранении. Правительства этих Стран должны увеличивать капиталовложения в научные исследования, обращая пристальное внимание на особые условия и нужды, присущие территории и населению данной Страны; прежде всего, нужно учитывать, что некоторые исследования в области биотехнологий, сулящие полезные результаты, требуют относительно скромных инвестиций. С этой целью было бы уместно создать национальные Организации, которые защищали бы общее благо, осмотрительно управляя рисками.
477 Ученые и техники, занятые в секторе биотехнологий, призваны разумно и упорно трудиться, изыскивая лучшие решения серьезных и неотложных проблем, связанных с продовольственным обеспечением и здравоохранением. Они не должны забывать, что их деятельность направлена на материал (живой или нет), принадлежащий человечеству как наследие, предназначенное и будущим поколениям; для верующих речь идет о даре, полученном от Творца, порученном человеческому уму и свободе, которые тоже суть дар Всевышнего. Ученые призваны направить свои силы и способности на усердные исследования и проводить их согласно велениям чистой совести[59].
478 Предприниматели и руководители государственных организаций, которые занимаются исследованиями, производством и продажей товаров, основанных на новых биотехнологиях, должны стремиться не только к законной прибыли, но и к общему благу. Этот принцип, действительный для любого типа экономической деятельности, обретает особую значимость, когда речь идет об обеспечении питанием, медицине, здравоохранении, защите окружающей среды. Своими решениями предприниматели и руководители заинтересованных государственных организаций могут направлять развитие в области биотехнологий таким образом, чтобы достигать многообещающих результатов в борьбе с голодом - особенно в беднейших Странах, - в борьбе с болезнями и в деятельности по охране экосистемы, всеобщего наследия.
479 Политики, законодатели и члены государственной администрации обязаны оценивать потенциал, преимущества и возможные риски, связанные с использованием биотехнологий. Нежелательно, чтобы они принимали решения, на национальном и международном уровнях, под давлением частных интересов. Кроме того, гражданские власти должны содействовать донесению правдивой информации до общественного мнения и уметь принимать решения, оптимальные для общего блага.
480 На тех, кто отвечает за информационную сферу, тоже возложена важная задача, требующая осмотрительности и объективности. Общество ожидает от них полной и объективной информации, которая поможет гражданам составить правильное мнение о продуктах биотехнологий - прежде всего, потому что речь идет о том, что касается их непосредственно как возможных потребителей. Поэтому нельзя поддаваться искушению и преподносить поверхностную информацию, с легковесным энтузиазмом или неоправданным паникерством.
в) Окружающая среда и необходимость делиться благами
481 В области экологии социальное учение также призывает учитывать, что блага земли были сотворены Богом, чтобы все люди мудро пользовались ими: этими благами следует делиться в духе справедливости и любви. Прежде всего, необходимо воспрепятствовать несправедливой скупке ресурсов: жадность, индивидуальная или коллективная, противоречит порядку творения[60]. Эффективно решать экологические проблемы нашей эпохи, охватывающие всю планету, можно только посредством международного сотрудничества, способного гарантировать более координированное использование земных ресурсов.
482 Принцип всеобщего предназначения благ служит фундаментальным нравственным и культурным ориентиром, который позволяет распутать сложный и драматичный узел, связывающий воедино экологический кризис и бедность. Экологический кризис нашего времени больнее всего бьет по самым бедным - как потому, что они живут на землях, подверженных эрозии и опустыниванию, или вовлечены в вооруженные конфликты, или принуждены мигрировать, так и потому, что они не располагают экономическими и технологическими средствами, чтобы защититься от бедствий.
Огромное число этих бедняков ютится в загрязненных пригородах больших городов в случайных жилищах или в трущобах, состоящих из аварийных, опасных для жизни домов (slums, bidonvilles, barrios, favelas). В случае, если этих людей требуется переселить , необходимо заблаговременно предоставить им адекватную информацию и предложить альтернативное достойное жилище, чтобы не преумножать их страданий, причем заинтересованных лиц следует привлекать к непосредственному участию в процессе.
Кроме того, нужно принимать во внимание положение Стран, страдающих из-за правил несправедливой международной торговли. В этих Странах сохраняется нехватка капиталов, зачастую усугубленная бременем внешнего долга; в таких случаях голод и бедность делают почти неизбежной интенсивную и чрезмерную эксплуатацию окружающей среды.
483 Тесная связь между развитием беднейших Стран, демографическими изменениями и надлежащим использованием окружающей среды не может служить предлогом для политических и экономических решений, слабо согласующихся с достоинством человеческой личности. На Севере планеты наблюдается «падение уровня рождаемости, из-за чего стареет население, даже неспособное биологически обновиться»[61], тогда как на Юге ситуация обратная. Если верно, что неравномерное распределение населения и доступных ресурсов создает препятствия для развития и надлежащего использования окружающей среды, следует признать, что демографический рост вполне совместим с целостным и солидарным развитием[62]: «Все мы согласны с тем, что демографическая политика - только часть стратегии глобального развития. Следовательно, во всех дебатах о демографической политике необходимо учитывать теперешнее и будущее развитие наций и регионов. В то же время невозможно не принять во внимание истинный смысл термина "развитие". Всякое развитие, достойное называться таковым, должно быть полным, то есть обращенным к подлинному благу каждого человека и всего человека»[63].
484 Принцип всеобщего предназначения благ применим, разумеется, и к воде, которая в Священном Писании символизирует очищение (ср. Пс 51[50],4; Ин 13,8) и жизнь (ср. Ин 3,5; Гал 3,27): «Вода как дар Божий - жизненно важный элемент, необходимый для выживания, поэтому все имеют на нее право»[64]. Использование воды и организация связанных с этим услуг должны быть направлены на удовлетворение потребностей всех людей, особенно живущих в бедности. Ограниченный доступ к питьевой воде наносит ущерб благосостоянию огромного числа людей и зачастую становится причиной болезней, страданий, конфликтов, нищеты и даже смерти. Для надлежащего разрешения этого вопроса «его нужно поместить в контекст таким образом, чтобы установить нравственные критерии, базирующиеся именно на ценности жизни и на уважении к правам и достоинству всех людей»[65].
485 К воде, в силу самой ее природы, нельзя относиться просто как к товару в ряду других; использовать ее нужно рационально и солидарно. Традиционно ее распределение входит в обязанности государственных учреждений, потому что воду всегда воспринимали как всеобщее благо. Такой подход следует сохранить и в том случае, если распределение воды поручено частному сектору. Право на воду[66], как все права человека, опирается на человеческое достоинство, а не на чисто количественные оценки: воду нельзя рассматривать только как экономическое благо. Без воды жизнь оказывается под угрозой. Итак, право на воду - всеобщее и неотчуждаемое.
г) Новые стили жизни
486 Серьезные экологические проблемы требуют действительно переменить образ мыслей, что ведет к усвоению новых стилей жизни[67], «при которых стремление к истинному, прекрасному и благому и общение с другими людьми ради совместного возрастания определяют выбор в области потребления, накопления и капиталовложений»[68]. Такие стили жизни должны быть проникнуты духом трезвости, умеренности, самодисциплины на личном и социальном уровне. Необходимо отвергнуть логику потребительства и развивать такие формы сельскохозяйственного и промышленного производства, которые уважают порядок творения и удовлетворяют первостепенные потребности всех людей. Подобный подход, поддерживаемый обновленным осознанием взаимозависимости, связывающей всех обитателей земли, ведет к устранению многих причин экологических катастроф и гарантирует нам возможность дать своевременный ответ, если такая катастрофа поразит народы и земли[69]. Не следует рассматривать экологический вопрос только в леденящей душу перспективе деградации окружающей среды; прежде всего, этот вопрос должен стать источником мощной мотивации для развития подлинной солидарности на мировом уровне.
487 Человек перед лицом творения должен проникаться духом благодарности и признательности: ведь мир отсылает нас к тайне Бога, Который его создал и поддерживает. Вынести за скобки отношения с Богом - значит обеднить мир, выхолостить его глубинное значение. И напротив, заново открыв природу в ее тварном измерении, мы сможем установить с ней общение, постичь ее богатое и символическое значение и проникнуть таким образом в тайну, которая открывает человеку путь к Богу, Творцу неба и земли. Мир предстает перед человеком как свидетельство о Боге, как пространство, где раскрывается Его творящая, промыслительная и искупительная сила.
[1] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 15: AAS 58 (1966) 1036.
[2] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 15: AAS 58 (1966) 1036.
[3] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 33: AAS 58 (1966) 1052.
[4] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 34: AAS 58 (1966) 1052.
[5] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 34: AAS 58 (1966) 1053.
[6] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 34: AAS 58 (1966) 1053.
[7] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 35: AAS 58 (1966) 1053.
[8] Ср. Иоанн Павел II, Речь во время посещения «Mercy Maternity Hospital», Мельбурн (28 ноября 1986 г.): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, IX, 2 (1986) 1732-1736.
[9] Иоанн Павел II, Речь на встрече с учеными и представителями Университета Объединенных Наций, Хиросима (25 февраля 1981 г.), 3: AAS 73 (1981) 422.
[10] Иоанн Павел II, Речь к трудящимся Мастерских Оливетти в Иврее (19 марта 1990 г.), 5: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XIII, 1 (1990) 697.
[11] Иоанн Павел II, Речь в Папской академии наук (3 октября 1981 г.), 3: AAS 73 (1981) 670.
[12] Иоанн Павел II, Речь к участникам Съезда, организованного Национальной академией наук в честь двухсотлетия ее основания (21 сентября 1982), 4: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, V, 3 (1982) 513.
[13] Иоанн Павел II, Речь на встрече с учеными и представителями Университета Объединенных Наций, Хиросима (25 февраля 1981 г.), 3: AAS 73 (1981) 422.
[14] Иоанн Павел II, Речь к трудящимся Мастерских Оливетти в Иврее (19 марта 1990 г.), 4: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XIII, 1 (1990).
[15] Иоанн Павел II, Проповедь на мессе в «Victorian Racing Club», Мельбурн (28 ноября 1986 г.), 11: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, IX, 2 (1986) 1730.
[16] Иоанн Павел II, Речь в Папской академии наук (23 октября 1982 г.), 6:. Insegnamenti di Giovanni Paolo II, V, 3 (1982) 898.
[17] Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 34: AAS 80 (1988) 559.
[18] Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1990, 7: AAS 82 (1990) 151.
[19] Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1990, 6: AAS 82 (1990) 150.
[20] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 37: AAS 83 (1991) 840.
[21] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 37: AAS 83 (1991) 840.
[22] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 37: AAS 83 (1991) 840.
[23] Иоанн Павел II, Речь на 35-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (29 октября 1983 г.), 6: AAS 76 (1984) 394.
[24] Ср. Павел VI, Апост. посл. Octogesima adveniens, 21: AAS 63 (1971) 416-417.
[25] Павел VI, Апост. посл. Octogesima adveniens, 21: AAS 63 (1971) 417.
[26] Иоанн Павел II, Речь к участникам Съезда по проблемам окружающей среды и здоровья (24 марта 1997 г.), 2: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XX, 1 (1997) 521.
[27] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 28: AAS 80 (1988) 548-550.
[28] Ср., например, Папский Совет по культуре - Папский Совет по диалогу между религиями, Иисус Христос - податель живой воды. Христианское размышление над «Нью Эйдж», Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 2003, с. 35.
[29] Иоанн Павел II, Речь к участникам Съезда по проблемам окружающей среды и здоровья (24 марта 1997 г.), 5: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XX, 1 (1997) 522.
[30] Иоанн Павел II, Речь к участникам Съезда по проблемам окружающей среды и здоровья (24 марта 1997 г.), 4: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XX, 1 (1997) 521.
[31] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 38: AAS 83 (1991) 841.
[32] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 34: AAS 80 (1988) 559-560.
[33] Иоанн Павел II, Речь к участникам Съезда по проблемам окружающей среды и здоровья (24 марта 1997 г.), 5: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XX, 1 (1997) 522.
[34] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 40: AAS 83 (1991) 843.
[35] Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 34: AAS 80 (1988) 559.
[36] Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 34: AAS 80 (1988) 559.
[37] Иоанн Павел II, Апост. увещ. Ecclesia in America, 25: AAS 91 (1999) 760.
[38] Иоанн Павел II, Проповедь в Вал Висденде на празднике святого Гуалберто (12 июля 1987 г.): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, X, 3 (1987) 67.
[39] Павел VI, Энц. Populorum progressio, 17: AAS 59 (1967) 266.
[40] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 37: AAS 83 (1991) 840.
[41] Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1990, 9: AAS 82 (1990) 152.
[42] Иоанн Павел II, Речь к Европейскому суду и Европейской комиссии по правам человека, Страсбург (8 октября 1988 г.), 5: AAS 81 (1989) 685; ср. Id., Послание ко Всемирному Дню Мира 1990, 9: AAS 82 (1990) 152; Id., Послание ко Всемирному Дню Мира 1999, 10: AAS 91 (1999) 384-385.
[43] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1999, 10: AAS 91 (1999) 384-385.
[44] Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 26: AAS 80 (1988) 546.
[45] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 34: AAS 80 (1988) 559-560.
[46] Иоанн Павел II, Речь на 25-й Сессии Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (16 ноября 1989 г.), 8: AAS 82 (1990) 673.
[47] Ср. Иоанн Павел II, Речь к Исследовательской группе Папской академии наук (6 ноября 1987 г.): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, X, 3 (1987) 1018-1020.
[48] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 40: AAS 83 (1991) 843.
[49] Ср. Иоанн Павел II, Речь к участникам Пленарного собрания Папской академии наук (28 октября 1994 г.): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XVII, 2 (1994) 567-568.
[50] Ср. Иоанн Павел II, Речь к участникам Симпозиума по физике (18 декабря 1982 г.): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, V, 3 (1982) 1631-1634.
[51] Ср. Иоанн Павел II, Речь к коренным народам Амазонии, Манаус (10 июля 1980 г.): AAS 72 (1980) 960-961.
[52] Ср. Иоанн Павел II, Проповедь на литургии Слова для коренных народов перуанской Амазонии (5 февраля 1985 г.), 4: AAS 77 (1985) 897-898; ср. также Папский Совет «Справедливость и Мир», За лучшее распределение земли. Вызов аграрной реформы (23 ноября 1997 г.), 11, Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 1997, сс. 15-16.
[53] Ср. Иоанн Павел II, Речь к аборигенам Австралии (29 ноября 1986 г.), 4: AAS 79 (1987) 974-975.
[54] Ср. Иоанн Павел II, Речь к коренным жителям Гватемалы (7 марта 1983 г.), 4: AAS 75 (1983) 742-743; Id., Речь к коренным народам Канады (18 сентября 1984 г.), 7-8: AAS 77 (1985) 421-422; Id., Речь к коренным народам Эквадора (31 января 1985 г.), II.1: AAS 77 (1985) 861; Id., Речь к аборигенам Австралии (29 ноября 1986 г.), 10: AAS 79 (1987) 976-977.
[55] Ср. Иоанн Павел II, Речь к аборигенам Австралии (29 ноября 1986 г.), 4: AAS 79 (1987) 974-975; Id., Речь к коренным американцам (14 сентября 1987 г.), 4: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, X, 3 (1987) 514-515.
[56] Ср. Папская академия в защиту жизни, Биотехнологии, применяемые к животным и растениям. Новые границы и новая ответственность, Libreria Editrice Vaticana, Град Ватикан 1999.
[57] Ср. Иоанн Павел II, Речь в Папской академии наук (23 октября 1982 г.), 6: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, V, 3 (1982) 898.
[58] Ср. Иоанн Павел II, Речь в Папской академии наук (3 октября 1981 г.), 3: AAS 73 (1981) 668-672.
[59] Ср. Иоанн Павел II, Речь в Папской академии наук (23 октября 1982 г.): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, V, 3 (1982) 895-898; Id., Иоанн Павел II, Речь к участникам Съезда, организованного Национальной академией наук в честь двухсотлетия ее основания (21 сентября 1982): Insegnamenti di Giovanni Paolo II, V, 3 (1982) 511-515.
[60] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 69: AAS 58 (1966) 1090-1092; Павел VI, Энц. Populorum progressio, 22: AAS 59 (1967) 268.
[61] Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 25: AAS 80 (1988) 543; ср. Id., Энц. Evangelium vitae, 16: AAS 87 (1995) 418.
[62] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Sollicitudo rei socialis, 25: AAS 80 (1988) 543-544.
[63] Иоанн Павел II, Послание госпоже Нафиз Садик, генеральному секретарю Международной конференции по проблемам населения и развития (18 марта 1994 г.), 3: AAS 87 (1995) 191.
[64] Иоанн Павел II, Послание Кардиналу Джеральдо Маджелла Аньело по случаю проведения Кампании Братства Епископской Конференцией Бразилии (19 января 2004 г.): L'Osservatore Romano, 4 марта 2004 г., с. 5.
[65] Иоанн Павел II, Послание Кардиналу Джеральдо Маджелла Аньело по случаю проведения Кампании Братства Епископской Конференцией Бразилии (19 января 2004 г.): L'Osservatore Romano, 4 марта 2004 г., с. 5.
[66] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 2003, 5: AAS 95 (2003) 343; Папский Совет «Справедливость и Мир», Вода, необходимый для жизни элемент. Речи делегации Святого Престола на 3-м Всемирном форуме на тему воды, Киото, 16-23 марта 2003 г.
[67] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 36: AAS 83 (1991) 838-840.
[68] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 36: AAS 83 (1991) 839.
[69] Ср. Иоанн Павел II, Речь в Центре Организации Объединенных Наций, Найроби (18 августа 1985 г.), 5: AAS 78 (1986) 92.