Компендиум Социального Учения Церкви Гл. 11 (конспект)
МИР
В Библейском Откровении мир - нечто гораздо большее, чем просто отсутствие войны: мир представляет собой полноту жизни (ср. Мал 2,5); Мир - следствие Божия благословения Его народу: «Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир» (Числ 6,26). Ведь мир - это мессианское по преимуществу благо, в котором соединены все остальные спасительные блага. Еврейское слово «шалом» выражает эту полноту смысла в этимологическом значении «завершенности» (ср. Ис 9,5 и след.; Мих 5,1-4).- так, просто и очень убедительно, святой Павел указывает глубокую причину, побуждающую христиан к жизни в мире и к миссии мира. Мир Христов - это, прежде всего, примирение с Отцом; Мир - ценность[1] и всеобщая обязанность[2]. Он опирается на разумный и нравственный порядок общества, укорененный в Самом Боге, Который есть «первоисточник бытия, основная истина и высшее благо»[3]. Мир - не просто отсутствие войны или стабильное равновесие между противоборствующими силами[4]; мир базируется на правильном представлении о человеческой личности[5] и требует выстроить порядок, сообразный справедливости и любви. Мир в опасности, если человеку не воздают то, что ему причитается как человеку, если его достоинство не уважают и если жизнь в обществе не ориентирована на общее благо. Для построения мирного общества и для целостного развития индивидов, народов и Наций очень важны защита и утверждение прав человека[6].
Мир - это и плод любви: «подлинный мир есть скорее дело любви, чем справедливости, поскольку справедливости надлежит только устранять то, что препятствует миру: нанесенное оскорбление или ущерб. А сам мир проистекает именно из любви»[7]. Для предотвращения конфликтов и агрессивных действий абсолютно необходимо, чтобы каждый человек начал воспринимать мир как важную ценность: так мир будет распространяться в семьях и в различных социальных объединениях, пока не охватит всё политическое сообщество[8]. Насилие никогда не бывает правильным ответом.
НАСИЛИЕ
Церковь, верующая во Христа и осознающая свою миссию, провозглашает, «что насилие - это зло, что насилие как решение проблем неприемлемо, что насилие недостойно человека. Насилие - это ложь, поскольку оно противоречит истине нашей веры, истине нашей человеческой природы. Насилие разрушает то, что якобы защищает: достоинство, жизнь, свободу людей»[9]. Учительство осуждает «бесчеловечность войны»[10] и требует совершенно нового подхода к ней[11]: действительно, «почти невозможно представить, чтобы в атомную эру войной пользовались как орудием справедливости»[12]. необходимо искать причины, порождающие военный конфликт, особенно связанные со структурными ситуациями несправедливости, нищеты, эксплуатации, которые необходимо устранить: «Поэтому второе имя мира - развитие. Как существует коллективная ответственность за недопущение войны, так существует коллективная ответственность за содействие развитию»[13]. Агрессивная война по сути своей безнравственна. В трагическом случае, когда она вспыхивает, руководители Государства, подвергшегося нападению, имеют право и обязаны организовать оборону, в том числе применяя силу оружия[14]. И если война, по несчастью, уже началась, далеко не всё позволяется поэтому враждующим сторонам»[15]. реализация права на самооборону должна оставаться в «традиционных пределах необходимости и пропорциональности»[16]. Требования необходимой обороны оправдывают существование в Государствах вооруженных сил, действия которых должны быть поставлены на службу миру. Каждый, кто служит в вооруженных силах, призван на деле защищать добро, истину и справедливость в мире; Каждый, кто служит в вооруженных силах, имеет моральное обязательство сопротивляться приказам, требующим совершения преступлений против права народов и его универсальных принципов[17]. Те, кто из принципиальных соображений уклоняются от несения военной службы - когда она обязательна, - поскольку совесть велит им отказаться от всякого использования силы или от участия в определенном конфликте (возражение по совести), должны быть готовы нести альтернативные виды службы: Право применять силу в целях необходимой обороны связано с обязанностью предоставлять защиту и помощь невинным жертвам, которые не могут защититься от агрессии. В конфликтах нашей эпохи, зачастую протекающих в границах одного Государства, необходимо в полной мере соблюдать требования международного гуманитарного права. Слишком часто под ударом оказывается гражданское население, а иногда оно даже становится мишенью войны. В некоторых случаях людей жестоко истребляют или изгоняют из собственных домов, с собственной земли, насильственно перемещают под недопустимым предлогом «этнической чистоты»[18]. Принцип гуманности, вписанный в совесть каждого человека и народа, включает обязанность защищать гражданское население от воздействий войны: Попытки уничтожить целые группы людей - национальные, этнические, религиозные или языковые - суть преступления против Бога и человечества; виновных следует призвать к ответу перед лицом правосудия[19]. Укрепление мира в мире - неотъемлемая часть миссии, посредством которой Церковь продолжает искупительное дело Христа на земле. только прощение и примирение делают возможным подлинный мир[20]. Бремя прошлого нельзя забыть; его можно принять, только если есть прощение, которое мы предлагаем друг другу и принимаем друг от друга. Это долгий и трудный путь, но пройти его возможно[21]. Взаимное прощение не должно ни отменять требований справедливости, ни, тем более, преграждать путь к истине: напротив, справедливость и истина необходимы для примирения. Церковь борется за мир молитвой. Молитва открывает сердце не только для глубоких отношений с Богом, но и навстречу ближнему - под знаком уважения, доверия, понимания, почтения и любви[22].
[1] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1986, 1: AAS 78 (1986) 278-279.
[2] Ср. Павел VI, Послание ко Всемирному Дню Мира 1969: AAS 60 (1968) 771; Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 2004, 4: AAS 96 (2004) 116.
[3] Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1982, 4: AAS 74 (1982) 328.
[4] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 78: AAS 58 (1966) 1101-1102.
[5] Ср. Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 51: AAS 83 (1991) 856-857.
[6] Ср. Павел VI, Послание ко Всемирному Дню Мира 1969: AAS 60 (1968) 772; Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1999, 12: AAS 91 (1999) 386-387.
[7] Пий XI, Энц. Ubi arcano: AAS 14 (1922) 686. В Энциклике дается ссылка на святого Фому Аквинского, Summa theologiae, II-II, q. 29 art. 3, ad 3um: Ed. Leon. 8, 238; ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 78: AAS 58 (1966) 1101-1102.
[8] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2317.
[9] Иоанн Павел II, Речь в Дроэде, Ирландия (29 сентября 1979 г.), 9: AAS 71 (1979) 1081; ср. Павел VI, Апост. увещ. Evangelii nuntiandi, 37: AAS 68 (1976) 29.
[10] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 77: AAS 58 (1966) 1100; ср. Катехизис Католической Церкви, 2307-2317.
[11] Ср. II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 80: AAS 58 (1966) 1103-1104.
[12] Иоанн XXIII, Энц. Pacem in terris: AAS 55 (1963) 291.
[13] Иоанн Павел II, Энц. Centesimus annus, 52: AAS 83 (1991) 858.
[14] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2265.
[15] II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 79: AAS 58 (1966) 1103.
[16] Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 2004, 6: AAS 96 (2004) 117.
[17] Ср. Катехизис Католической Церкви, 2313.
[18] Иоанн Павел II, Angelus Domini (7 марта 1993 г.), 4: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, XVI, 1 (1993) 589; Id., Речь в Совете министров OSCE (30 ноября 1993 г.), 4: AAS 86 (1994) 751.
[19] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1999, 7: AAS 91 (1999) 382; Id., Послание ко Всемирному Дню Мира 2000, 7: AAS 92 (2000) 362.
[20] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 2002, 9: AAS 94 (2002) 136-137; Id., Послание ко Всемирному Дню Мира 2004, 10: AAS 96 (2004) 121.
[21] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1997, 3 и 4: AAS 89 (1997) 193.
[22] Ср. Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному Дню Мира 1992, 4: AAS 84 (1992) 323-324.