О явлении взяточничества в нашей стране и как его победить
ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПОВ КИЕВО-ГАЛИЦКОГО ВЕРХОВНОГО АРХИЕПИСКОПСТВА
УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Дорогие во Христе!
В это святое время Великого поста каждый верующий человек испытывает свою совесть, критическим взглядом всматриваясь в глубочайшие уголки своей души. Извлечь оттуда какой-либо грех, к которому уже притерпелся и который уже не воспринимаешь как грех, - это важная задача каждого, кто хотел бы серьезно отнестись к важному времени великопостного духовного обновления. Часто греховная вина, начавшись в сердце человека, заражает других и разрастается в народе большим общественным злом. Именно к таким народным бедам мы и относим взяточничество (коррупцию). Мы наслышаны о разных мероприятиях касательно преодоления коррупции, которые предлагают наши власти. Нет сомнения, что наша моральная и гражданская обязанность - поддержать их усилия. Тем не менее, мы хотим также остановиться на том, что мы, как убежденные христиане и люди доброй воли, можем сделать, чтобы искоренить это зло. Ибо оно и впрямь глубоко укоренилось в нашей системе, а что еще хуже - в наших сердцах. И хотя все ропщут и осуждают коррупцию, но без нее, к сожалению, невозможно представить себе нашу жизнь.
Впрочем, зло это существует не только в Украине, а распространено во многих частях света и имеет долгую историю. Доказательством этого служат даже книги Священного Писания. Вот, к примеру, лишь несколько цитат из священных книг: "Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело" (Мих. 7, 3); "Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою" (Ис. 1, 23); "За то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить" (Ам. 5, 11); "Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых десница полна мздоимства" (Пс. 25, 9-10).
Разумеется, факт существование взяточничества - даже такого распространенного и всеохватывающего - никак не оправдывает этого ужасного явления. Взяточничество (коррупция) является грехом, а не только каким-то неприятным обычаем. Об отношении Господа Бога к этому греху ясно и недвусмысленно сказано в Священном Писании: "Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного" (Ис. 5, 22-23); "Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот" (Ис. 10, 1-2). "Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства." (2 Пар. 19, 7).
Нам, верующим людям, не надо объяснять, чем является грех для человека и для общества. Он отравляет сосуществование людей и преграждает путь к спасению. Поэтому мы должны смотреть на это серьезное духовное зло глазами веры и преодолевать его силой веры. Что такое коррупция (взяточничество)? Это прием подарков за услугу, которую мы по своей должности или в силу своей власти обязаны кому-то предоставить. Или наоборот: прием подарков за услугу, которую согласно законодательству мы не имеем права предоставлять. Морально вредными являются не только ситуации, когда мы принимаем взятки, но и те, когда мы их даем другим. Конечно, это не научный анализ явления коррупции во всех ее видах - над таковым работают целые учреждения, будет уточнять свою позицию относительно духовных аспектов этой проблемы и Церковь. Сегодня мы хотели бы лишь направить наши великопостные духовные размышления к источнику этого зла, а именно: безмерной любви к деньгам. А где сокровище ваше, там и сердце ваше (ср. Мф. 6, 21). Для кого богатство является наибольшей ценностью, тот не упускает ни одного случая, чтобы его приобрести, даже если этим он сознательно вредит своему ближнему.
Итак, первый шаг к искоренению греха коррупции - установить в своей жизни верные приоритеты, понять, что единственным надежным источником счастья человека есть Бог. Богатство, имущество, деньги - это средства, которыми можно прекрасно служить себе и ближнему. Но они становятся жестокими рабовладельцами, если мы соглашаемся быть их невольниками. Освободить и очистить свое сердце от страстной любви к деньгам - это нелегкий процесс. Внешние мероприятия, которые предлагает власть в борьбе против коррупции, могут иметь некоторый успех, но они никогда сами по себе не изменят сердца человека. Здесь нужна смиренная борьба со своими привязанностями и зависимостями, а успех этой борьбы возможен лишь с Божьей помощью. В Священном Писании сказано, что израильский народ должен был сорок лет странствовать по пустыне, чтобы освободиться от влечения к египетским "котлам" и с чистым сердцем войти в обетованную землю.
Желаем обратить внимание на два обстоятельства, которые важны в борьбе против коррупции и взяточничества. Во-первых, если мы действительно хотим реального изменения ситуации, то брешь в прочной стене скверных привычек должен кто-то конкретно пробить. Кто это должен быть? Не оглядывайтесь вокруг в поисках какого-то рыцаря, дарующего освобождение. Им должен стать ты, дорогой брат или дорогая сестра! Не сваливай ответственность на кого-то другого, а начни с себя. Особая ответственность здесь лежит на священниках, которые, неся людям Слово Божие, призваны быть для них моральным примером и образцом. Сребролюбие настоятеля храма может нанести его прихожанам духовную травму, которую тяжело будет исцелить. И наоборот, жизнь священника по евангельской правде становится опорой для всех слабосильных.
Во-вторых, зло взяточничества укоренено в наших сердцах очень глубоко, и не каждый из нас является таким рыцарем, который готов выйти на поединок с нечистой силой, в особенности, если десятками лет мы жили в этой духовной грязи. Но тем более мы должны воспитывать грядущее поколение в духе справедливости и правды. Однако и здесь нас подстерегают определенные угрозы. Все тщательно продуманные средства борьбы с коррупцией ничего не сделают, если уже в начальных классах учитель четко скажет детям, что они не получат справедливо заслуженного высокого балла, если не принесут ему какого-то подарка. Самые скрупулезные антикоррупционные меры будут напрасны, если за возможность успешно сдать зачет студент должен будет платить взятку, а от молодого выпускника потребуют некую сумму как условие приема его на работу. Двойной грех берут на свою душу те взрослые, которые ведут молодого человека к растлению. И большая ответственность лежит на обществе, ибо мы должны воспитывать новые поколения, которые не будут знать, что такое коррупция.
Период в сорок дней, которые составляют Великий пост, установлен по образу сорока дней пребывания Господа нашего Иисуса Христа в пустыне перед началом Его служения как Учителя. Это сорокадневное пребывание в пустыне закончилось преодолением трех великих искушений, хитро подсунутых Иисусу нечистым духом. На все эти соблазны наш Господь решительно ответил, что лишь Небесного Отца надо слушать и исполнять Его волю (ср. Мф. 4, 10).
Дорогие во Христе братья и сестры! Перед нами сорок дней Великого поста - святое время, которое может стать большим шагом к освящению наших душ и оздоровлению нашего общества, если мы твердо скажем: "Нет!" взяточничеству во всех его формах. Переосмыслив нашу жизнь и наши поступки, очистив наши души святыми Тайнами, скажите вслед за Христом: "Отче наш, сущий на небесах ... да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле... избавь нас от лукавого".
Благословение Господне на вас!
От имени Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ
+ ЛЮБОМИР
Дано 5 марта 2008 года Божьего при Патриаршем соборе Христова Воскресения в Киеве
Оригинал: http://www.ugcc.org.ua/ukr/documents/appeal2008/Poslannya_na_pist-08/
Перевод выполнен редакцией сайта WWW.RKCVO.RU
- Войдите на сайт для отправки комментариев