Послание Святейшего Отца на Великий Пост 2008 года

“Христос обнищал ради вас” (2 Кор 8,9)

Дорогие братья и сестры!

1. Каждый год Великий Пост дает нам провиденциальную возможность углубиться в смысл и значение нашего христианского бытия, и побуждает нас заново открыть Божие милосердие, чтобы мы в свой черед стали более милосердными к братьям. В великопостное время Церковь заботится изложить некоторые специфические обязанности, которые сопровождают верных конкретным образом в этом процессе духовного обновления: ими являются молитва, пост и милостыня. В этом году в традиционном Послании на Великий Пост я хочу сосредоточиться на практике милостыни, представляющей собой конкретный способ прийти на помощь нуждающемуся и одновременно упражнение в аскетизме, помогающее освободиться от привязанности к земным благам. О том, сколь сильной является притягательность материальных богатств, и сколь чистым должно быть наше решение не поклоняться им, решительно утверждает Иисус: “Не можете служить Богу и маммоне” (Лк 16,13). Милостыня помогает нам победить это постоянное искушение, уча нас идти навстречу нуждам ближнего, и разделять с другими то, чем мы обладаем по милости Божией. На это нацелены специальные сборы пожертвований в пользу бедных, организуемые во время Великого Поста во многих частях мира. Таким образом, к внутреннему очищению добавляется жест церковного общения, как это происходило уже в ранней Церкви. Святой Павел говорит об этом в своих Посланиях по поводу сбора пожертвований в пользу общины Иерусалима (ср. 2 Кор 8-9; Рим 15,25-27).

2. Согласно евангельскому наставлению мы являемся не владельцами, а распорядителями имеющихся у нас благ: следовательно, их не следует рассматривать в качестве монопольной собственности, но как средства, через которые Господь призывает каждого из нас стать путем Его попечения о ближнем. Как напоминает Катехизис Католической Церкви, материальные блага обретают социальную значимость, согласно принципу их универсального предназначения (ср. п. 2404).

В Евангелии отчетливо звучит порицание Иисуса в адрес тех, кто, обладая земными богатствами, использует их только для себя. При виде множества людей, лишенных всего и страдающих от голода, слова святого Иоанна обретают тон горького упрека: “А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?” (1 Ин 3,17). Этот призыв к сочувствию звучит с еще большей красноречивостью в странах, большинство населения которых состоит из христиан, поскольку еще серьезней их ответственность перед множеством людей, страдающих в нищете и забвении. Прийти к ним на помощь является скорее даже долгом справедливости, чем актом милосердия.

3. Евангелие объясняет типичную черту христианской милостыни: она должна делаться втайне. “У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая”, – говорит Иисус, – “чтобы милостыня твоя была втайне” (Мф 6,3-4). А незадолго до этого Он сказал, что не следует хвалиться своими добрыми делами, чтобы не оказаться лишенными небесной награды (ср. Мф 6,1-2). Забота ученика заключается в том, чтобы все служило к вящей славе Божией. Иисус наставляет: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф 5,16). То есть, все должно совершаться во славу Божию, а не нашу. Пусть осознание этого сопровождает, дорогие братья и сестры, каждый жест помощи ближнему, не допуская, чтобы он превратился в средство привлечения внимания к себе. Если, совершая благодеяние, мы имеем целью не славу Божию и истинное благо братьев, но скорее компенсацию личного интереса, или просто одобрение, мы ставим себя вне евангельской точки зрения. В сегодняшнем обществе, предпочитающим казаться, а не быть, следует оставаться внимательными, поскольку это искушение является частым. Евангельская милостыня – это не просто филантропия: она скорее является конкретным выражением любви, богословской добродетели, требующей внутреннего обращения к любви к Богу и к братьям, подражания Иисусу Христу, Который, умирая на кресте, отдал всего Себя за нас. Как не благодарить Бога за многих людей, которые в тишине, далеко от прожекторов мира СМИ, совершают в этом духе щедрые поступки в поддержку ближнего, переживающего трудности? К чему одаривать своими благами других, если при этом сердце раздувается от тщеславия: вот почему не ищет человеческого признания за свои дела милосердия тот, кто знает, что Бог “видит тайное” и втайне вознаградит.

4. Приглашая взглянуть на милостыню более пристальным взором, проникающим сквозь чисто материальное ее измерение, Писание учит нас, что больше радости есть в том, чтобы давать, нежели принимать (ср. Деян 20,35). Когда мы действуем с любовью, то выражаем истину нашего бытия: ведь мы были созданы не для самих себя, но для Бога и для братьев (ср. 2 Кор 5,15). Всякий раз, как из любви к Богу мы делимся своими благами с нуждающимися ближними, мы ощущаем, что полнота жизни идет из любви и что все возвращается к нам, как благословение, в виде мира, внутреннего удовлетворения и радости. Отче небесный воздает за наши милостыни Своею радостью. И даже больше: святой Петр упоминает среди духовных плодов милостыни прощение грехов. “Любовь, – пишет он, – покрывает множество грехов” (1 Петр 4,8). Как часто повторяется в великопостной литургии, Господь дает нам, грешникам, возможность быть прощенными. Делясь с бедными тем, что имеем, мы готовимся принять этот дар прощения. В этот момент я думаю о тех, кто ощущают бремя совершённого ими зла, и именно поэтому чувствуют себя далекими от Бога, боящимися и почти неспособными снова прийти к Нему. Милостыня, сближая нас с другими, приближает нас к Богу, и может стать средством подлинного обращения и примирения с Ним и с братьями.

5. Милостыня учит великодушию любви. Святой Джузеппе ​ Бенедетто Коттоленго имел обыкновение советовать: “Никогда не считайте монеты, что даете, потому что я всегда говорю так: если, творя милостыню, левая рука не должна знать, что делает правая, то и правая не должна знать, что она сама делает” (Detti e pensieri, Edilibri, n. 201). В связи с этим весьма показательным является евангельский эпизод о вдове, положившей в своей нищете в сокровищницу храма “всё, что имела, всё пропитание свое” (Мк 12,44). Ее мелкая и незначительная монета становится красноречивым символом: эта вдова жертвует Богу не от своего излишка, не от того, что имеет, но то, кем она есть: всю саму себя.

Этот волнующий эпизод входит в описание дней, непосредственно предшествовавших страстям и смерти Иисуса, Который, как отмечает святой Павел, обнищал, чтобы обогатить нас Своею нищетою (ср. 2 Кор 8,9); Он отдал всего Себя за нас. Великий Пост, так же и через практику милостыни, побуждает нас следовать Его примеру. У Него мы можем научиться делать из нашей жизни абсолютный дар; подражая Ему, мы учимся не только давать что-то, принадлежащее нам, но и самих себя. Разве все Евангелие не выражено в единственной заповеди любви? Поэтому великопостная практика милостыни становится средством для углубления нашего христианского призвания. Бескорыстно даруя себя, христианин свидетельствует, что не материальное богатство диктует законы бытия, но любовь. То, что придает ценности милостыни – это, следовательно, любовь, которая подсказывает различные формы дара, согласно возможностям и условиям каждого.

6. Дорогие братья и сестры, Великий Пост приглашает нас к духовной “тренировке”, в том числе с помощью практики милостыни, чтобы мы возрастали в любви и видели в бедных Самого Христа. В Книге Деяний Апостолов рассказывается, что апостол Петр сказал хромому, просившему милостыню у ворот храма: “Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи” (Деян 3,6). Милостыня, которую мы подаем, будучи чем-то материальным, является знаком великого дара, который мы можем предложить другим посредством возвещения и свидетельства о Христе, в имени Которого есть истинная жизнь. Поэтому давайте постараемся в этот период – каждый в отдельности и все вместе – стать ближе ко Христу, чтобы быть свидетелями Его любви. Мария, Матерь и верная Раба Господня, да поможет верным вести “духовную борьбу” Великого Поста, вооружившись молитвой, постом и практикой милостыни, чтобы подойти к пасхальным праздникам обновленными в духе. С такими пожеланиями я с радостью уделяю всем Апостольское Благословение.

Из Ватикана, 30 октября 2007 года

sign_B_XVI

© Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana
Перевод: Agnuz (София Халходжаева).
http://www.catholic.uz/?a=holy&father=benedict&id=1001