Нота Святого Престола о финансах и развитии на конференции в Дохе, Катар
Источник текста: http://www.zenit.org/article-19732?l=french
http://www.zenit.org/article-24369?l=english
Рим, 26 ноября 2008
Настоящий документ о причинах и последствиях мирового финансового кризиса подготовлен Папским Советом «Справедливость и Мир» и утвержден Государственным Секретариатом Ватикана. Текст был опубликован в преддверии встречи ООН в Дохе (29 ноября - 2 декабря 2008) и вскоре после встречи лидеров самых богатых стран мира в Вашингтоне (15 ноября 2008).
Новый пакт для воссоздания международной финансовой системы
Настоящий документ о причинах и последствиях мирового финансового кризиса подготовлен Папским Советом «Справедливость и Мир» и утвержден Государственным Секретариатом Ватикана. В нем представлены размышления о современном мировом финансовом кризисе и его последствиях для финансирования развития. Святой Престол осознает, что многочисленные проблемы, затронутые в настоящем документе, можно рассматривать в технически различных подходах. Как бы то ни было, настоящий документ стремится прежде всего поощрить диалог, посвященный некоторым этическим аспектам отношений между финансами и развитием и побудить правительства и других участников экономических процессов определиться с принятием долгосрочных и солидарных решений.
Финансирование и развитие: важность конференции
1. Предстоящая международная конференция, посвященная теме «Финансирование развития - обзор внедрения в жизнь Монтеррейского Соглашения», которая пройдет в Дохе с 29 ноября по 2 декабря, представляет собой отправную точку процесса пересмотра, инициированного Генеральной Ассамблей ООН при участии гражданского общества, содержания и реализации Документа по финансированию развития, принятого в 2002 в Монтеррее. Документ известен как «Монтеррейское Соглашение», он состоит из шести глав, посвященных важнейшим вопросам финансирования развития: мобилизация внутренних ресурсов; движение частного капитала; международная торговля; общественное содействие развитию; проблема внешней задолженности; наконец, не менее важный системный вопрос: как придать силу и целостность всемирной денежной, финансовой и торговой системе, чтобы оказывать содействие развитию.
В соответствии с процедурами ООН, пересмотр Документа завершился в начале 2008 года разработкой нового документа («Doha Draft Outcome Document»), который мало-помалу обсуждался и дорабатывался, чтобы к закрытию Конференции в Дохе подготовить документ, по которому все участники конференции могли бы достичь консенсуса.
В последние месяцы к этому сложному процессу переговоров добавилось нарастание всемирного финансового кризиса, корни которого - в системе ипотечного кредитования в США. Долго зарождавшийся кризис начал распространяться в начале сентября 2008, вовлекая в свою орбиту новые секторы финансовой системы и создавая трудности во все большем числе стран, финансовое положение в которых, при отсутствии внешних столкновений, не обещало долговременных проблем.
К росту цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, происходившему в начале 2008 года, теперь добавился финансовый кризис, в некоторых отношениях драматичный, одно из его отрицательных последствий: тема финансирования развития может отойти на второй план.
2. В этой ситуации представляется необходимым, чтобы правительства и международные организации предприняли шаги, чтобы блокировать дополнительное распространение нынешнего финансового кризиса: в самом деле, многие страны приняли решения, радикально противоположные тенденции, преобладавшей еще в недавнем прошлом, - довериться способности финансового рынка к саморегуляции. Правительства стран, затронутых финансовым кризисом, предприняли ряд шагов, знаменующих массированное возвращение общественного сектора на те же самые финансовые рынки, которые в последние десятилетия пережили отмену регулирования, приватизацию и либерализацию.
Поскольку политические акции такого рода могут быть успешными, если страны не будут продвигаться вперед, распыляя свои усилия, но будут координировать свои инициативы, 15 ноября 2008 была созвана чрезвычайная встреча в верхах великих держав: G-20, с участием наиболее влиятельных стран. Встреча G-20 проходила двумя неделями ранее, чем Конференция в Дохе, созванная под эгидой ООН, многие государства, не участвовавшие во встрече в верхах, не без оснований опасались, что первое событие, затронувшее ограниченное число стран, но привлекшее все внимание международного общественного мнения, может лишить конференцию в Дохе ее политического воздействия.
Две крупных международных встречи, близкие по времени, затрагивали похожую тему - финансы и кризис, финансы и развитие, даже если их политическое значение и задачи сильно друг от друга отличаются. Обе встречи сохраняют свое значение.
Все хотели бы, чтобы государства, представители которых собрались в Вашингтоне 15 ноября, принимали во внимание конференцию в Дохе и способствовали ее успеху. По сути, цель не в том, чтобы правительства достигли официального согласия по шести главным темам Монтеррейского соглашения, но и в том, чтобы поступательно развивалось общее чувство, совместная оценка проблем, появляющихся в области финансирования развития.
Если необходимо противостоять, также и на политическом уровне, возникающим чрезвычайным финансовым обстоятельствам, то не менее важно внимательно следить за мировым контекстом и взаимосвязями проблем, не только с точки зрения экономически развитых стран, но и в подлинно глобальной перспективе. Далеко не всегда самые горячие проблемы являются самыми важными! Напротив, гораздо более необходимо расставить приоритеты, когда ситуация усложнится.
Нет никакого сомнения в том, что нынешняя чрезвычайная финансовая ситуация сложилась после длительного периода, на протяжении которого ставилась цель немедленного получения краткосрочных финансовых результатов и игнорировались собственные измерения финансов: их подлинная природа, по сути, состоит в том, чтобы способствовать использованию сбереженных ресурсов там, где они содействуют реальному сектору экономики, благосостоянию, развитию всей человеческой личности и всех людей (Павел VI, Populorum progressio, 14). Конференция в Дохе таким образом дает шанс, который не может упустить международное сообщество - поставить в центре крайне важные вопросы, затрагивающие общее благо человечества: финансирование развития - это один из них.
Важные вопросы, затронутые в «Предварительном документе»
3. В том, что касается «Предварительного документа», представляется удачным рассматривать его, осознавая два аспекта современного финансового кризиса, с одной стороны, это чрезвычайная ситуация на рынках развитых стран, а с другой стороны, - хроническая нехватка ресурсов, предназначенных на поддержание развития: оба они поднимают бесспорный нравственный вопрос.
В кризисные моменты, подобные нынешнему, полезно задавать себе вопросы, которые во времена благоденствия игнорируются или высмеиваются. Как мы оказались в этой катастрофической ситуации после десятилетия, когда множились рассуждения об этических аспектах бизнеса и финансов, развивалось принятие этических кодексов? Почему мы не обратили должного внимания на события, которые должны были навести нас на размышления?
Отвечая на эти вопросы, надо признать, что этическое измерение экономики и финансов является не чем-то второстепенным, но существенным, его следует постоянно принимать во внимание и выяснять, действительно ли мы внедряем правильные, прозрачные и способствующие прогрессу политические и экономические процессы.
В этой перспективе социальное учение Церкви со всем богатством ее нравственных принципов может и должно внести свой вклад реализма и надежды как в проблемы сегодняшнего дня, например, финансовый кризис, так и в вопросы, которые хотя и остаются жизненно важными для значительной части мира, не привлекают к себе того внимания, которое заслуживают. Необходим новый пакт для восстановления международной финансовой системы; стоит вопрос об оффшорных финансовых центрах и связи между финансированием развития и налогообложением; вопрос о финансовом рынке и его регулировании; вопрос о роли гражданского общества в финансировании развития.
Новое международное финансовое «соглашение»
3.a Нынешний финансовый кризис - это в первую очередь кризис доверия. Сегодня причинами кризиса считают чрезмерное применение операторами финансовых «рычагов» и недостаточную оценку связанных с этим рисков. Особенно же подчеркивают трещину, возникшую между необходимостью для финансов исполнять свою «реальную» роль моста между настоящим и будущим и временным горизонтом рекомендаций операторов рынка, связанных в первую очередь с настоящим временем. Иначе говоря, всемирный финансовый кризис сделал чрезвычайно важными рефлексию и действия по шестому пункту «Предварительного документа», то есть по системным вопросам.
Оказались ли мы перед необходимостью простого пересмотра или настоящих преобразований системы международных экономических и финансовых институтов? Многие частные лица и общественные деятели требуют чего-то вроде нового Бреттон-Вудского соглашения (международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, на этой конференции было положено начало таким организациям, как МВФ и МБРР - прим. перев.). Независимо от использованного оборота, кризис несомненно вывел на первый план необходимость поиска новых форм международного сотрудничества в денежной, финансовой и торговой сфере.
Сегодня представляется ясным, что национальный суверенитет недостаточен; даже крупные державы осознают, что невозможно достичь национальных целей только при помощи внутриполитических средств: соглашения, нормы и международные институты совершенно необходимы. Следует избегать вхождения в спираль взаимного протекционизма; напротив следует укреплять сотрудничество в сфере прозрачности и контроля финансовой системы. Возможно, как это показывает история европейской интеграции, даже прийти к «долевому суверенитету» в решении конкретных проблем, разделяя общее видение мира и процветания, укорененное в общих ценностях..
Переформулирование международной политики и международных институтов также ставит перед нами крайне важный нравственный вопрос. В частности, важно, чтобы политическая конфронтация, зачастую необходимая, между «самыми богатыми» странами не привела к решениям, основанным на эксклюзивных договоренностях, но дала место для открытого сотрудничества. Эта открытая для всех сфера сотрудничества особенно важна для финансирования развития.
Финансовым потокам между развитыми странами и странами с низкими доходами присущи по крайней мере два парадоксальных элемента. Первый из них - в глобализированном мире именно «бедные» страны финансируют страны «богатые», получающие выгоду как из утечки частных капиталов, так и от правительственных решений, направленных на создание общественных резервов в форме «безопасных» финансовых активов, размещенных на развитых финансовых рынках или в оффшорных зонах. Второй парадокс: денежные средства, которые эмигранты отправляют на родину (наименее либерализированная составляющая процесса глобализации), на макроэкономическом уровне существенно превосходят объемы общественной помощи развивающимся странам. То есть можно сказать, что бедняки «Юга» финансируют богачей «Севера» и эти бедняки с «Юга» вынуждены эмигрировать и работать на «Севере», чтобы обеспечить выживание своих семей на « Юге».
Оффшорные финансовые центры
3.b Необходимый первый этап реализации нового международного финансового пакта - провести детальную оценку пусть скрытой, но решающей роли оффшорной финансовой системы в существующие глобальные финансовые проблемы, а именно: всемирный финансовый кризис и недостаточные средства, выделяемые для поддержки развития.
Оффшорные рынки внесли существенный вклад как в распространение современного финансового кризиса, так и в поддержание целого ряда порочных экономических и финансовых методов: утечки капиталов в гигантских масштабах; обоснованного уклонением от налогов «легального» движения капиталов, происходящего в рамках международных торговых потоков; рециркуляции доходов от незаконных операций. Богатства, сосредоточенные в оффшорных зонах, трудно оценить, но доступная в настоящее время информация, нуждающаяся в подтверждении, впечатляет: а именно - достаточно большое число организаций и физических лиц вывели свои капиталы в оффшорные зоны, которые могут принести им примерно 860 миллиардов долларов в год, налоги с этого дохода составили бы 255 миллиардов долларов. Эта сумма более чем в три раза превосходит объемы финансовой помощи развитию, предоставляемой странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). (ОЭСР - www.oecd.org, существует с 1948 г., первоначальные задачи организации - реализация плана Маршалла в Европе, в 1960-е годы состав стран-членов был расширен, задачи приобрели более широкий характер; в настоящее время организация объединяет страны, признающие принципы представительной демократии и свободного рынка; в нее входят страны, на чью долю приходится 60% мирового ВВП, организация борется с отмыванием капиталов, уходом от налогов и коррупцией - прим. перев.).
Известно, что общественное финансирование развития может идти только за счет налоговых отчислений, в нашу эпоху глобализации оно достигает критического минимума. В самом деле, процессы глобализации не только сместили налогообложение с прямых налогов на налоги косвенные (при возможных последствиях ослабления «прогрессивности» налогов, то есть меньшей возможности обложить более высокими процентными ставками лиц с максимальными доходами), но и привели к замене налогов на капитал налогообложением труда.
Снижается взимание налогов с самых крупных и мобильных предприятий на международном рынке, а также с фирм, которые легко могут переместиться в оффшорные зоны. Взамен налоговое бремя ложится в первую очередь на менее «мобильных» производителей, которым трудно уклоняться от налогов, на рабочих и мелких предпринимателей.
С политической точки зрения эти вопросы очень сложны. Заняться ими - значит, прямо затронуть сферу национального суверенитета в налоговой сфере. «Предварительный документ» упоминает об этом и предлагает в пункте 10 усилить международное сотрудничество в налоговой сфере, особенно в вопросе радикального пересмотра оффшорной финансовой деятельности.
Регулирование финансового рынка
3.c Нынешний кризис развился в контексте принятия решений, когда горизонты игроков финансового рынка были предельно сужены, а доверие, неотъемлемый элемент «кредита», было связано скорее с рыночными механизмами, чем с отношениями между партнерами. Неслучайно кризис доверия разразился именно в области, считавшейся наиболее «надежной», - в межбанковских трансакциях; но отсутствие этого доверия все блокирует, в том числе и нормальное функционирование промышленных предприятий. Составная часть финансовых кризисов и их последствий - ожидание ухудшения финансового климата. Все это побуждает участников рынка к таким действиям, которые повышают вероятность серьезного ухудшения ситуации с предсказуемым кумулятивным эффектом. С началом кризиса внезапно исчезло доверие к кредитам, размещаемым на рынке, как к механизму саморегуляции и возможности развития для всех.
Сложилась чрезвычайная ситуация, так как было упущено время для решения ряда важных вопросов: маршруты движения финансов, адекватный контроль использования новых финансовых инструментов, внимательная оценка риска. Многие видные деятели, особенно в финансово развитых странах, предложили конкретные решения, в основе которых - экономическая выгода от установления сильной финансовой индустрии, получение этой выгоды продолжается на протяжении всего периода финансовой эйфории.
Международные финансовые институты сами по себе не располагают мандатом и необходимыми инструментами для эффективного решения этих вопросов. В общем, считалось, что «рынок» заплатит справедливую цену за риски.
Финансовые рынки не могут действовать без доверия, а без прозрачности и регулирования нет доверия. Хорошее функционирование рынка, таким образом, требует признания важности роли государства, а там, где есть нужда в этом, и международного сообщества, чтобы установить и добиться соблюдения норм прозрачности и безопасности. Но также следует напомнить, что никакое вмешательство и регулирование не могут «гарантировать» эффективности без учета правильно сформированного нравственного сознания и повседневной ответственности участников рынка, в первую очередь предпринимателей и крупных финансистов.
Современные нормы, сформированные на основании опыта прошлого, не предусматривают должным образом будущие риски. Поэтому, даже если существуют хорошие структуры и нормы, которые могут помочь, сами по себе они недостаточны. Изменение или искупление человека никогда не бывает просто результатом действий, внешних по отношению к нему.
Следует достичь глубочайших моральных ценностей людей, нужно настоящее просвещение в вопросах ответственности перед общим благом всех субъектов на всех уровнях: финансовых организаций, семей, участников финансового рынка, предприятий, государственных властей, гражданского общества.
Солидной базой воспитания ответственности могут быть некоторые принципы, указанные в социальном учении, которое является общим наследием и основой всей общественной жизни: всеобщее благо, всеобщее предназначение благ, приоритет труда над капиталом.
По сути, финансовый кризис - это результат повседневной практики, основанной на абсолютном «приоритете капитала» по отношению к труду - в том числе, отчуждающему труду самих участников финансового рынка (очень продолжительный рабочий день с обилием стрессов, слишком короткое время для принятия решений). Речь также идет о результате порочной практики предоставления займов скорее тем, кто «слишком велик, чтобы можно было допустить его падение», нежели тем, кто идет на риск, создавая реальные возможности развития.
Роль гражданского общества в финансировании развития
3.d. Финансирование развития нуждается в обсуждении как общественной помощи развитию, так и роли других участников процесса: отдельных людей, предприятий и организаций. В частности, гражданское общество не только играет активную и важную роль в сотрудничестве на благо развития, но его роль в финансировании развития не менее значительна. Это происходит прежде всего, когда каждый человек добровольно вносит свой вклад (например, эмигранты посылают деньги в свои страны), или же в относительно простых организационных формах (например, усыновление на расстоянии, когда оказывается регулярная помощь в получении образования детям и молодежи в развивающихся странах). Имеются также ресурсы развития, мобилизованные предприятиями, активно проявляющими свою социальную ответственность, и часто очень развитые ресурсы, предоставляемые важными фондами.
Ответственные действия в сфере потребления и инвестиций - также важный ресурс развития. Распространение подобного ответственного поведения с точки зрения материальной пользы может различаться на различных рынках; но его значение, прежде всего, в том, что в нем проявляется конкретное участие отдельных людей - потребителей, инвесторов семейных сбережений, тех, кто определяет стратегию предприятий, - в предоставлении беднякам возможности выбраться из нищеты.
Финансовый кризис и общественная помощь развитию
4. Озабоченность чрезвычайной финансовой ситуацией, проявившаяся на рынках развитых стран, может на самом деле скрыть необходимость сконцентрироваться на финансировании развития. Очевидно, что содействие развитию, на которое уходят средства из бюджета, ежегодно формируемого каждой страной, пострадает, так как значительные ресурсы потребуются на разрешение финансового кризиса. Это, бесспорно, отрицательный факт. Адекватное финансирование развития нуждается в долгосрочном видении. Необходимо, чтобы средства поступали предсказуемым образом, в благоприятных условиях, чтобы финансировать проекты, которые могли бы принести пользу местному населению по прошествии долгого времени.
Так или иначе, финансовая срочность, привязанная к малому отрезку времени, и «нормальное» долгосрочное финансирование тесно связаны, как в отрицательном, так и в положительном смысле. Существует возможность, которую надлежит упорно искать, чтобы способствовать устойчивому выходу из финансового кризиса, а именно объединения состояний, чтобы накопленные сбережения были действительно использованы на развитие, то есть создание рабочих мест. Достаточно подумать о многочисленных неудовлетворенных нуждах, существующих, в первую очередь, в странах с низкими доходами: эти нужды - оборотная сторона возможности трудиться, которую можно и нужно создавать.
Чтобы привнести иные элементы, которые могут поддержать обоснованность этого «царского пути», надо вспомнить, что три «кризиса» 2008 года - продовольственный, энергетический и финансовый - тесно связаны между собой. Прогноз роста цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители (прогноз в общем-то физиологический, достаточно подумать о растущем спросе на продовольствие и горючее в таких странах, как Китай и Индия), вызвал гонку за приобретением «фьючерсов», то есть обязательств будущих поставок товаров по заранее определенным ценам. Это поведение в свою очередь подпитывало рост цен, привлекший не только будущих потребителей сырья, но также и финансистов, проявивших чисто спекулятивный подход и поставивших на предельный рост цен.
Итак, подобное рискованное поведение процветает, пока на финансовых рынках существуют доступные - очень доступные - кредиты. Неслучайно современный финансовый кризис, проявившийся в первую очередь в крайних сложностях с получением кредита, сопровождался падением цен на сырье, прежде всего на нефть. Понятно, что когда необходимо решать проблемы «одну за другой», опасно заниматься этим, не имея ясного представления о происходящем в целом и о взаимосвязях между проблемами. Финансовый кризис «отнимет», может быть, средства для помощи развитию. Но только направляя средства, общественные и частные, на содействие «реальному» развитию, можно построить здоровую финансовую систему, способную работать по-настоящему, ведь ресурсы действительно оказывают поддержку труду и экономике.
Современные прямые инвестиции в бедные страны
5. В общем, большая часть прямых внешних инвестиций продолжает затрагивать развитые страны, как их источник или пункт назначения, хотя в последние годы наблюдались два совершенно новых явления. Первое - рост прямых внешних вложений, происходящих из «развивающихся» стран, часто преследующих цель укрепить присутствие предприятия, вкладывающего средства в свой собственный макрорегион. Речь тут идет об инвестициях «Юг-юг», предназначенных для стран с средними или низкими доходами. Второе явление - значительный рост трансконтинентальных инвестиционных потоков, направляемых в отдельные страны с низким уровнем дохода, в общем, располагающие значительными минеральными и энергетическими ресурсами; часть этих инвестицией производится так называемыми «независимыми фондами», здесь проявляется двойная ценность экономических вложений и важных геополитических связей.
Вторая глава «Предварительного документа» посвящена стимулированию прямых инвестиций. Она очень своевременно подчеркивает, что также необходимо внимательно рассматривать качественные аспекты вложения средств. В самом деле, следует быть осторожным в интерпретации притока капиталов в страну как несомненно доброго знака и, следовательно, стремиться к простому увеличению сумм. Во многих случаях речь идет на самом деле об экономическом росте и социальном развитии, но в других случаях это не так. Действительно, некоторые инвестиции сопровождаются привлечением и профессиональной подготовкой местных кадров, передачей технологий, распространением ответственных методов управления, но речь идет также об инвестициях, ограничивающихся извлечением минеральных ресурсов, приносящим выгоду небольшому числу людей, входящих в местную политическую и экономическую элиту, а также, естественно, иностранным инвесторам.
Финансовое сотрудничество для развития
6. После конференции в Монтеррее были начаты несколько важных проектов, действующих в направлениях, указанных «Монтеррейскими соглашениями». В программе «Действие против Голода и Бедности» первоначально предложенной несколькими развитыми и развивающимися странами и позднее поддержанной многими другими государствами, был определен ряд возможных новаторских источников финансирования : сбор солидарности, взимаемый с авиационных тарифов, снижение утечки от налогов, возможной благодаря существованию «налогового рая», привлечение средств, посылаемых эмигрантами в их родные страны, например, в программы микрокредитов, способствующие развитию этих стран; налог на валютные транзакци и/или торговлю оружием; создание инновационных кредитных инструментов, таких как «International Financial Facility»; добровольное участие в ассоциациях по использованию кредитных карт; вложение средств в «этические фонды», сбор средств через лотереи солидарности.
Некоторые из этих предложений были частично приняты. Пилотный проект сбора солидарности, взимаемого с авиационных тарифов, уже работает в ряде государств, собранные средства направляются в фонд покупки лекарств против малярии, туберкулеза и СПИД, напрямую подчиняющийся Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Также в 2006 году предложение создать «International Financial Facility» вылилось во введение IFFI (IFF для иммунизации), к этой инициативе присоединился ряд стран. По сути, речь идет о выпуске международных ценных бумаг, размещенных на рынке. Эти ценные бумаги позволили собрать частные средства для финансирования программ вакцинации. Страны, выпустившие ценные бумаги, приняли на себя расходы и будущее возмещение полученных средств, обязуясь взамен предоставить ресурсы на развитие. Это обязательство на самом деле надежно в той мере, в какой его несоблюдение нанесет ущерб репутации страны на международных финансовых рынках, от которых зависит финансирование государственных бюджетных дефицитов. Все эти инициативы объединяет стремление сделать финансирование развития независимым от сбора налогов и бюджетных решений в каждой стране.
7. Хотя в финансировании развития и наблюдается продвижение вперед, сотрудничество в этой области все еще представляет собой серьезную проблему. Кроме того, во многих других областях действия, входящих в «Монтеррейское соглашение», не наблюдается никакого прогресса. Прежде всего это касается системных вопросов, в частности, единства действий в международной экономической политике. Вспомним, например, о взаимосвязях между политикой содействия развитию и торговой политикой развитых стран: различные формы скрытого и явного протекционизма, а также сохраняющиеся ограничения доступа экспортных товаров бедных стран на рынки стран богатых, представляют собой громадный барьер на пути развития. Национальная политика продолжает оставаться нескоординированной: одна рука дает, а вторая забирает обратно.
Последнее важное предостережение: следует быть осторожными и не путать средства (денежные ресурсы) и цель, то есть развитие. Недостаточно располагать достаточным финансированием, чтобы полагать, что автоматически мы уже достигли развития. Это не «результат», который получают в конце. Это путь, который ежедневно прокладывают конкретные решения многих участников процесса: правительств стран-доноров и стран, получающих помощь, неправительственных организаций, местных общин. В вопросе общественной помощи развитию (главном вопросе конференции в Дохе, в которой примут участие прежде всего государства) следует вспомнить, что международное сообщество недавно поднимало на конференции в Аккре (апрель 2008, сессия Конференции ООН по торговле и развитию - прим. перев.) вопрос об эффективности помощи.
Сегодня господствующей является тенденция рассматривать канал «от государства к государству», так называемую бюджетную поддержку, как наиболее эффективный путь предоставления финансовой помощи странам с низкими доходами. К этой тенденции следует относиться с определенной осторожностью, поскольку она несет в себе риск «бюрократизации» национальной политики в области борьбы с бедностью и реорганизации средств, доступных через различные формы местных общественных инициатив, как через организации гражданского общества, так и через структуры, укорененные в местных реалиях, такие как организации верующих (faith based организации - их члены разделяют определенные религиозные или общественные взгляды и в соответствии с ними занимаются социальным служением и помощью развивающимся странам; правительство президента Буша-младшего использовало такие организации - христианские, мусульманские и иудейские - для помощи странам третьего мира - прим. перев). Так или иначе, эти структуры - подлинные протагонисты развития, понимаемого как последовательное движение изо дня в день.
Африка и финансирование развития
8. Необходимо уделить особое внимание африканскому континенту, где развитие связано с вопиющими несправедливостями. В Африке ситуация в разных странах отличается. Отмечают даже тенденцию поляризации - с одной стороны получение и успешное применение помощи, с другой полная нищета. Например, только в несколько африканских стран поступают прямые внешние инвестиции, привлеченные не только использованием минеральных и энергетических ресурсов этих стран. Многое зависит от внутренней ситуации в стране. «Монтеррейское соглашение» определяет это так: способность мобилизовать внутренние ресурсы и бороться с утечкой капиталов, уклонением от налогов и коррупцией.
Кроме того, очевидно, что в ситуациях вооруженных конфликтов, столь многочисленных, к сожалению, в Африке, экономическое развитие просто невозможно планировать.
В вопросе списания внешней задолженности заметен прогресс; однако средства, предназначенные на ликвидацию задолженности редко добавляются к выделяемой помощи, следствием этого является пересмотр общественных бюджетов без реального увеличения денежных средств, выделяемых на борьбу с бедностью.
Здесь при случае следует отметить два момента. Первый - внешнеполитические приоритеты африканских государств; следует поддерживать растущее стремление к международному сотрудничеству «юг-юг» на континенте, где развитие традиций сотрудничества может способствовать разрешению конфликтов путем ненасильственных переговоров. Второй - внутриполитические приоритеты, борьба с бедностью и развитие: необходимо должным образом поддерживать альтернативные решения, воплощающие и укрепляющие формы оказания помощи, исходящие «изнутри» африканского общества, располагающего ценным наследием культуры солидарности, способной к свидетельствам беспримерной силы.
Опыт международного сотрудничества в области развития сейчас довольно обширен, чтобы сделать вывод - политика и ресурсы, «поступающие сверху», могут вызвать скорый благоприятный эффект, но сами по себе не располагают адекватным ответом - как обеспечить долговременный выход из бедности. Принципы субсидиарности и солидарности, так дорогие социальному учению Церкви, могут вдохновить подлинное развитие под знаком интегрального и солидарного гуманизма.
Ватикан, 18 ноября 2008
- Войдите на сайт для отправки комментариев