Письмо Главы УГКЦ Главе УПЦ МП

 

Киев,
Исх. Р-08/214
26 апреля 2008 года Божьего

Письмо Блаженнейшего Любомира Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви

«Пасха - друг друга обымем
и все скажем: братья!»

Ваше Блаженство!

Радостно обращаться к Вам в дни Пасхи Христовой - начала нового творения, которым стал Воскресший Христос, и мы - Его Тело. Радостно, потому что и мы совместно можем дать благословение новому творению - воскресению единой поместной Церкви в Украине. Эта Церковь - Киевская митрополия - уже существовала в истории, начавшись с Крещения Руси-Украины святым равноапостольным князем Владимиром. После веков славного развития Киевская Церковь, подобно Самому Христу, прошла через неправедные суды, унижения, вплоть до Голгофы преследований и боли раздоров. Теперь приходит время «трехдневного воскресения», чтобы, подобно Христу, соединить всех разделенных в единое воскресшее церковное Тело.

Нет необходимости в который раз вспоминать, сколь важно опять найти друг друга в церковной Полноте. Мы, украинские греко-католики, не раз свидетельствовали о готовности к сотрудничеству в создании единой поместной Украинской Церкви. Свой подход к её экклезиологическим ее основам мы выразили, в частности, в нашей „Экуменической концепции УГКЦ" и в послании «Единый Божий народ на Киевских горах», изданном по случаю возвращения в Киев кафедры Главы УГКЦ. В этом обращении к Вам мы стремимся отметить несколько принципиальных моментов:

1. Единая Христова Церковь существует посредством сопричастия поместных Церквей, она является иконой Пресвятой Троицы, Божественное единство которой осуществляется как сопричастие разных и равных Ипостасей.

2. Единая поместная Украинская Церковь воскреснет сопричастием Церквей киевской традиции, которые сами себя и друг друга считают наследницами Свято-Владимирова Крещения. Каждая из Церквей ипостасно-самобытна в своем возглавлении и священноначалии, каждая равна в совершении Таинства спасения.

3. Как ни одна из Ипостасей Пресвятой Троицы не является целой Троицей, так и ни одна из Церквей киевской традиции не является целой Киевской Церковью или ее единственным основанием.

Из признания Церкви Христовой сопричастным сообществом Церквей вытекают следующие действия на пути к созданию единой поместной Церкви в Украине:

1. Церкви киевской традиции взаимно признают себя Церквами-сестрами.

2. На основании литургического Символа веры Церкви признают исповедание каждой из них одной и той же веры семи Вселенских Соборов.

3. Церкви признают действительность и благодатность Святых Таинств в каждой из них и, как следствие, правомочность иерархических структур всех Церквей киевской традиции.

4. Имена предстоятелей Церквей-сестер киевской традиции вписываются в диптихи каждой из них. Предстоятели Церквей поминают друг друга на Великом входе Божественной Литургии.

Эти шаги в направлении сопричастия Церквей киевской традиции нуждаются в своем дополнении в развитии сопричастия наших Церквей с Церквами константинопольской, римской и московской традиций, чтобы и с ними воплотилось единство равных и разных. Недопустимо вместо развития сопричастия разрывать уже существующее общение УГКЦ с Римской, УПЦ с Московской Церквами или пренебрегать исторической связанностью всех Украинских Церквей с Константинопольской Церковью-матерью.

Вместо этого нашим Церквам нужно совместно разработать предложения относительно развития сопричастия с Церквами Константинополя, Рима и Москвы и направить их Предстоятелям этих Церквей. При необходимости эти предложения могут быть поддержаны государственной властью, однако, роль ее не должна быть решающей. Главные принципы этих предложений, по нашему мнению, должны быть такими:

1. Поместная Украинская Церковь, которая существует сопричастием Церквей киевской традиции, признает Константинопольскую, Римскую и Московскую Церкви Церквами-сестрами;

2. Церкви Константинополя, Рима и Москвы признают объединенную поместную Украинскую Церковь Церковью-сестрой;

3. Поместная Украинская Церковь и Церкви-сестры Константинополя, Рима и Москвы совместно признают друг за другом единство веры семи Вселенских Соборов и благодатность святых Таинств.

 

Взаимопризнание сопричастия веры и Таинств между Церквами киевской традиции (поместной Украинской Церковью) с Церквами константинопольской, римской и московской традиций (Вселенской Церковью) сделает возможным переход Церквей киевской традиции к взаимному евхаристическому сопричастию, то есть к сослужению Евхаристии. Общая Евхаристия - видимое проявление единства поместной Украинской Церкви - станет основанием избрания единого Патриарха Киевской Церкви.

Избранный епископами всех юрисдикций, патриарх будет представлять Киевскую Церковь перед другими Церквами, будет утверждать сопричастие между Предстоятелями украинских Церквей, принимать апелляции и решать возможные споры. Предстоятели украинских Церквей будут литургически поминать единого Патриарха, а он - предстоятелей Римской, Константинопольской и Московской Церквей. Он также будет сообщать им о своем патриаршем избрании и получать от них Акт сопричастия.

 

Перечень этих шагов, их масштабность, нуждаются в объединении усилий и наших Церквей, и государственной власти, и широких слоев украинского общества. Вместе с тем, общий труд в направлении создания единой поместной Церкви в Украине может стать мощным фактором общественной консолидации, основанием украинской национальной идеи. Поместность нашей единой Церкви будет иметь сопричастный характер, который позволит сохранить все ценное, накопленное в нынешних Церквах киевской традиции. Христианское сообщество Украины из своеобразного «яблока раздора» превратится в «место встречи» в правде и любви великих Церквей христианского мира, а объединенная Киевская Церковь станет активным движителем поиска «благостояния святых Божьих Церквей и соединения всех» в христовой Церкви.

Как первый и важный шаг на этом обнадеживающем пути, мы расцениваем и приветствуем идею создания Совета Украинских Церквей Владимирова Крещения. Создание этого форума для обмена мыслями и конкретного сотрудничества дает нам прекрасный случай еще раз убедиться в том, что нас объединяет животворная киевская традиция, на основании которой наши Церкви уже более тысячелетия духовно окормляют Божий народ, тогда как разъединяют нас лишь немощи наши и наслоения грехов прошлого. Используем этот случай для преодоления давних предубеждений и наращивания взаимного доверия! Да не станет это новое образование местом для новых разделений и объединения одних против других! Наше сотрудничество благословит Бог, если в его основе будут лежать такие принципы:

1. Право принимать участие во встречах Совета сохраняется за всеми Церквами, которые происходят из киевской традиции.

2. Временная неготовность каких-то Церквей принимать участие в таких встречах не может служить основанием для исключения их из процесса сотрудничества.

3. Все церкви-участницы наделены одинаковыми правами и разделяют общую ответственность.

4. Главной целью нашего сотрудничества является более глубокое познание, развитие и утверждение благодатной киевской традиции в жизни Народа Божия нашего края.

Ваше Блаженство! Буду очень рад услышать Ваш отклик, и в особенности ознакомиться с Вашими подходами к созданию единой поместной Церкви. По моему мнению, чем прозрачнее будет общий путь и чем более окажется информированным общество, тем большие шансы будет иметь святое дело единства. Мы сознаем свои немощи и, в то же время силу благодати Святого Духа - Духа Церкви. Молитвенно призываю на это дело Божие благословение и Покров Пресвятой Богородицы.

Остаюсь объединенным в молитвах

см. ЛЮБОМИР

Оригинальный текст на украинском языке размещен по ссылке

http://www.ugcc.org.ua/ukr/documents/appeal2008/soprychastya/

Ответ на это письмо Главы УГКЦ можно прочитать по ссылке

http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=21799

Приведем в переводе наиболее существенный фрагмент ответа:

"считаем целесообразным, чтобы те верные УГКЦ, кто отождествляет себя с восточным христианством, вернулись к Православию, а те, для которых является дорогой связь с Римской Церковью, перешли к ней, храня свой восточный обряд".